MariUver

Шаймиев передаст республику надежному преемнику

В Татарстане завершается затянувшаяся переправа, на которой не принято менять коней: Минтимер Шаймиев уходит в отставку. Откуда же и куда переправлялись? Если очертить маршрут парома приблизительно, то от коммунизма к капитализму. С временным попаданием на зеленый остров суверенитета.

В сентябре прошлого года исполнилось 20 лет, как Минтимер Шарипович возглавил республику — в должности первого секретаря обкома КПСС. Родившиеся в ту пору дети уже служат в армии, пишут курсовые работы и рожают своих детей. Вся жизнь — при Шаймиеве.

Устарели всякие представления татарстанцев о сменяемости власти как о коренном признаке демократии. Под разными знаменами Шаймиев водил республику в противоположных политических направлениях и, будь он хоть членом ЦК КПСС, хоть сопредседателем высшего совета «Единой России», всегда утверждал, что идем единственно верным путем.

Умело маневрируя и поддерживая курс самых разных руководителей страны (даже тех, кто в 91-м пришел к власти на три дня), Минтимер Шаймиев удерживался в катастрофически меняющейся политике. Он трижды избирался президентом республики (причем дважды — безальтернативно). Москва считалась с ним и видела в нем гаранта спокойствия и стабильности в регионе. Однако самостоятельность президента республики в последние годы сходила на нет, а его зависимость от федерального центра росла. Особенно после того, как Шаймиев, когда-то на равных с Борисом Ельциным подписывавший договор о разграничении полномочий, согласился на незавидную процедуру приведения к власти на четвертый срок и стал, пожалуй, первым в мире президентом, которого назначил другой президент.

В оценках Шаймиева как политика, понятно, будут большие расхождения, зато достигнутые при нем экономические успехи республики отрицать станут немногие. Долгие годы, особенно в период объявленного суверенитета, ему удавалось добиваться от Москвы благоприятных для Татарстана экономических условий. Здесь добывают нефть, много строят, развивают сельское хозяйство. Жители разбогатевшей республики даже могут себе позволить не бегать с мячом по футбольному полю — для этого утомительного занятия за большие деньги нанимают иностранцев.

«Татарстан сегодня — звезда первой величины среди экономически устойчивых, развитых регионов России», — писали на днях местные СМИ по случаю дня рождения президента. Да, наверное, звезда. Правда, почитаешь газеты других регионов и увидишь, что везде свои звездочеты.

Новым главой республики, как уже понятно, станет ее нынешний премьер-министр Рустам Минниханов. Ясно, что Минтимеру Шаймиеву удалось договориться с Москвой о преемнике, и опасения его окружения касательно возможного назначенца со стороны оказались напрасными. Новой команды и передела должностей не предвидится.

Рустам Минниханов своей карьерой обязан Минтимеру Шаймиеву, разглядевшему большие потенциальные способности еще в районном чиновнике. В 1996 году он был назначен министром финансов республики, а в 1998 году — премьер-министром. Минниханов ничем не отметился в большой политике, но этого от региональных глав сейчас и не требуется. Федеральному центру на местах нужны не политики, а управляющие делами. Минниханов же доктор экономических наук и прогрессивно мыслящий управленец — последнее отмечают едва ли не все, кто имел с ним дело. «Если бы в каждом регионе экономикой управляли такие люди, как Минниханов, у меня было бы намного меньше проблем», — заметил однажды Алексей Кудрин.

Помимо экономики заслуженный мастер спорта Рустам Минниханов управляет еще и гоночными автомобилями. Он был чемпионом России и призером чемпионатов Европы, победителем марафонских ралли по пустыням Азии и Африки. Его партнерами по автоспорту издавна являются сыновья Минтимера Шаймиева Айрат и Радик — тоже призеры чемпионатов Европы и к тому же весьма удачливые бизнесмены. Надо полагать, при новом президенте республики чинить препятствия семейному бизнесу Шаймиевых никто не станет.

По всем признакам в Казани, как и в Москве, образуется правящий тандем. При Рустаме Минниханове Минтимер Шаймиев, даже если не займет никакой должности, несомненно, сохранит свое могучее влияние на здешние процессы. Что же, все логично: и орел на российском гербе — двуглавый, и барс на гербе Татарстана — двукрылый.

Борис Бронштейн

Источник: Новая Газета

Exit mobile version