Кемары с марийского означает «каменные люди»

Есть такие уголки в Нижегородской области, которые, несмотря на свою открытость и доступность, не спешат раскрыть все свои тайны… Село Большие Кемары Перевозского района – одно из таких мест

Село в провале

Если у вас будет один свободный выходной день и вам будет не жаль потратить его на край пещер, родников, забытых усадеб и храмов, которые не выдают своих секретов, – отправляйтесь в Перевозский район, в село Большие Кемары. Село, основанное ещё в XVI веке и принадлежавшее поочередно боярину Морозову, а потом воспитателю Петра I князю Голицыну, достаточно большое и располагается по берегам и дну огромнейшего геологического провала глубиной около 40 метров. Этот провал обнажил множество подземных родников, которые бьют ключами в окрестностях села и наполняют кемарские пруды.

Тайны начинаются уже с одного только названия села – Кемары в переводе с марийского означает «каменные люди». Жили ли здесь марийцы? Эта местность сильно южнее их обычных мест проживания, хотя, судя по трепетному отношению кемарцев к источникам и марийскому празднику Девят (девятый четверг после Великой Пасхи), когда-то жили. Большими Кемары стали лишь в XIX веке, когда появились Малые Кемары в нескольких километрах от них.

Кстати, на въезде в село, справа, вас встретит небольшой лесной массив из лип. Судя по карте XIX века, именно на этом месте располагалась помещичья усадьба. В 1887 году голицынское поместье было приобретено помещицей Толмановской, которая окружила усадьбу ягодниками и фруктовым садом. Последним владельцем Больших Кемар был Владимир Цейдлер – известный российский академик архитектуры.
Источник тайн

Сейчас Большие Кемары могут похвастать только одной своей архитектурной изюминкой – каменной пятипрестольной церковью в честь Знамения Пресвятой Богородицы, построенной в 1701 году. К сожалению, храм уже утратил верхнюю часть колокольни, кровлю трапезной, алтарную часть. Догнивают у стен сброшенные кресты. Ещё в начале прошлого века, чтобы не восстанавливать пышные кирпичные украшения стен, было решено закрыть фасад листовым железом с повторением архитектурных элементов. Сейчас почерневшие листы почти все отвалились, обнажив осыпающиеся стены. Около храма до сих пор попадаются надгробные камни, которые ещё могут сказать, кто был погребён здесь в начале позапрошлого века. Это одна из самых старых каменных церквей Нижегородской области. Но не только в этом прелесть храма – он имеет свою легенду возникновения.

Пожилые кемарцы помнят её по рассказам своих дедов и отцов. Захотев пить, мальчик-пастух склонился над родником и увидел в нём икону. Мальчик не смог её достать, так как образ ушёл на дно и пропал. Ночью пастушок видел сон, в котором Богоматерь попросила его собрать народ, позвать священника и торжественно достать икону из воды. Так икона была извлечена из родника. А вот дальше начинается тайна. Одни кемарцы говорят о том, что храм, такой огромный и когда-то, безусловно, пышный, был построен как раз над родником. Другие говорят, что святой источник, где была обретена икона, находится в полутора километрах от села.

Если вы доедете до Больших Кемар, у вас будет чудесная возможность убедиться в вероятности как одной версии, так и другой. Кемарский храм отличается от других сельских храмов не только размерами, но и наличием подземелья. Сейчас в него можно проникнуть, соблюдая все меры предосторожности. Сводчатые потолки, когда-то оштукатуренные явно под роспись, ещё достаточно прочны. Можно также удалиться от села на указанные полтора километра – там в поле стоит белый каменный столб с крестом и рельефными кругами. На склоне горы – кемарское кладбище. Спуститесь вдоль его левой стороны вниз, под гору. Там между старых деревьев вы увидите небесно-голубую часовенку над источником, чью воду почти не видно в колодце – настолько она прозрачна. Это Гремячий ключ. Именно сюда приходят кемарцы, которые верят в чудесные свойства этой воды…

Последний кемарский помещик

Цейндлер Владимир Петрович (1857 — 1914) прибыл в Нижний Новгород в 1894 году после того, как был назначен правительством главным производителем строительных работ на Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставке 1896 года. Он автор проекта её Музыкального павильона. В 1896 году Цейдлер проектирует по заказу предпринимателя Николая Бугрова здание Волжско-Камского банка (ул. Рождественская, 27). В 1899 — 1903 годах он проектирует здание городской думы (Дворец труда). По завершении работ в Нижнем Новгороде строит по своим проектам Коммерческий банк в Петербурге и церковь в Анапе.

Что еще посмотреть в Перевозском районе?

В пределах автомобильной досягаемости — село Ичалки с его известным Ичалковским бором над Пьяной. Зима не лучшее время для посещения его знаменитых пещер, но прогулка в вековом лесу вдали от города будет только полезна. В окрестностях Перевоза в посёлке Центральный можно посетить Перевозский племенной конезавод, однако об экскурсии нужно договариваться заранее.

Что взять с собой?

Если вы планируете провести день на свежем воздухе, то следует взять с собой провизию, однако рекомендуем не забывать, что в районном центре Перевоз есть заведения общепита. Там же стоит заправлять автомобиль. При наличии интереса к осмотру всех уголков старинного храма стоит взять фонарик.

Юлия ДУХОВА

Источник: АиФ. Нижний Новгород

Leave a comment

Filed under Статьи

Добавить комментарий