Бикмурзин призвал поклониться Рахимову «за заботу о башкирских марийцах»

Марийцы Башкортостана имеют все условия для сохранения своей культуры, языка и этнической идентичности, утверждает ИА «Башиинформ».

Именно благодаря заботливому вниманию руководства Республики Башкортостан, нашего Президента Муртазы Рахимова мы имеем такие условия жизни, труда и учебы, которые позволяют нам достаточно успешно сохранять свою уникальную культуру, язык, традиции, свою марийскую этническую идентичность», — заявил, выступая на состоявшейся в селе Арлан Краснокамского района отчетно-выборной конференции Региональной марийской национально-культурной автономии «Эрвел Марий» Республики Башкортостан ее председатель Павел Бикмурзин. Он призвал участников поклониться всему башкирскому народу за «поддержку и благосклонное отношение к нам — башкирским марийцам».

Конференция была приурочена к 20-летию создания в Башкортостане первой национально-культурной организации марийцев, а проводилась в селе, давшем название одному из крупнейших нефтяных месторождений Башкортостана, потому, что именно здесь пять лет назад были впервые обсуждены планы создания нынешней РМНКА «Эрвел Марий» РБ. Напомним, что 3 декабря 2004 года в поселке Николо-Березовка прошла учредительная конференция, а 27 января 2005 года Региональная марийская национально-культурная автономия «Эрвел Марий» Республики Башкортостан получила свидетельство о государственной регистрации. РМНКА «Эрвел марий» РБ является соучредителем и членом Ассамблеи народов Республики Башкортостан, Ассамблеи финно-угорских народов РБ, представлена во Всемарийском совете «Мер Канаш», а руководитель организации входит в состав Общественного совещания при Президенте Республики Башкортостан, является членом Комиссии по реализации «Закона о языках народов Республики Башкортостан» при Правительстве РБ, а на прошедшем в сентябре 2009 года в Саранске IV съезде Ассоциации финно-угорских народов России избран в состав Совета этой организации. Поэтому можно однозначно утверждать, что РМНКА «Эрвел Марий» РБ за эти годы обрела вес и авторитет не только в республике, но и за ее пределами.

Участники конференции констатировали, что в республике делается значительная работа по сохранению и развитию марийской культуры, языка и традиций, что эта работа проводится в конструктивном сотрудничестве с государственными структурами Республики Башкортостан.

Важным событием в жизни республики, в подготовке и проведении которого РМНКА «Эрвел Марий» приняла деятельное участие, стало выездное заседание Консультативного комитета финно-угорских народов с участием представителей Финляндии, Венгрии, Эстонии и всех финно-угорских народов России, состоявшееся в Уфе в феврале 2005 года. Участники заседания смогли воочию убедиться, что марийцы Башкортостана являются активными субъектами своей культуры и что руководство Республики Башкортостан делает все возможное для полноценной жизни этого народа.

Среди наиболее заметных мероприятий, проведенных за отчетный период, были отмечены научно-практическая конференция «Башкортостан и Марий Эл: исторический опыт и перспективы сотрудничества», посвященная 90-летию Первого Всероссийского съезда мари, который состоялся в июле 1917 года в Бирске, выход в свет книги Алексея Сайпушева «Волгенче гай умыр» («Жизнь, подобная молнии») на марийском языке, юбилей классика марийской литературы, уроженца Краснокамского района Александра Юзыкайна и другие. Кстати, сын классика Эрик Юзыкайн — начальник отдела межнациональных и межконфессиональных отношений Министерства культуры Республики Марий-Эл принял участие в работе конференции и вручил активистам РМНКА грамоты и медали «За служение народу».

Первичные организации РМНКА «Эрвел Марий» РБ проводят большую работу с марийским населением на местах, особенно это касается традиционных праздников, обрядов, фольклорных фестивалей, проведения юбилейных мероприятий. Подвижническая работа руководителей организации была отмечена высокими правительственными наградами Республики Башкортостан и Республики Марий Эл. В мае 2009 года марийская молодежь республики создала и зарегистрировала свою общественную организацию, возобновила свою деятельность марийская воскресная школа в Уфе.

Недостатком в деятельности автономии является недостаточная география: не все районы республики с марийским населением в силу объективных и субъективных причин оказались вовлечены в эту работу. К недостаткам можно также отнести малую активность марийского населения республики в дискуссии о региональном компоненте в образовательном процессе. Молодежное движение также нуждается в более энергичной поддержке и вовлечении в этот процесс сельской молодежи. Мало внимания уделяет автономия районам с малочисленным марийским населением. Недостаточно активно пропагандирует марийскую культуру, язык и традиции через средства массовой информации республики. Но недостатки не перевешивают достижений и успехов, поэтому работа Региональной марийской национально-культурной автономии «Эрвел Марий» РБ справедливо получила положительную («удовлетворительную») оценку.

Выразив признательность органам государственной власти, Президенту Республики Башкортостан за сохранение и развитие марийской культуры, языка, традиций, участники конференции определили приоритетными направлениями в деятельности нового состава правления дальнейшую консолидацию усилий с государственными структурами как по сохранению и развитию традиционной этнической культуры марийского народа, так и по работе с молодежью, поддержке молодежных инициатив, укреплению взаимоуважения и дружбы между всеми проживающими в республики народами.

Решено обратиться к руководству РБ, руководству районов с компактным проживанием марийского населения с просьбой о содействии в создании районных организаций РМНКА «Эрвел Марий» РБ.

Марийцы намерены просить органы государственной власти республики о выделении отдельного здания под марийский историко-культурный центр «Мишкино», строительстве Дома культуры в селе Арлан, рассмотрении вопроса о переводе редакции газеты «Чалман» в Бирск, который исторически был и остается сосредоточением общественной и культурной жизни марийского народа.

Намечено инициировать проведение в течение года-двух съезда Ассамблеи финно-угорских народов РБ. Не забыты и религиозные стороны марийской культуры: первичным органам РМНКА поставлена задача произвести перепись и регистрацию марийских молельных рощ Республики Башкортостан, придав им соответствующий юридический статус.

Есть и более трудные задачи, которые намерены решить башкирские марийцы. Это открытие в Нефтекамске колледжа национальных культур по подготовке клубных работников, руководителей художественной самодеятельности и фольклорных коллективов с отделением по подготовке этих кадров для финно-угорских народов РБ.

Добиваться в сотрудничестве с органами власти и общественными организациями Республики Марий Эл пропорционального представительства марийского населения Башкортостана в общероссийских и международных финно-угорских организациях.

На конференции избрано правление РМНКА, в которое вошли пять представителей Калтасинского района, четыре – Краснокамского, и один – Уфы. Именно этот представитель – Павел Бикмурзин избран вновь председателем автономии.

***

Для справки.

По данным переписи 2002 года всего в России насчитывалось 604 298 марийцев, причем, в Республике Марий Эл — 312 178 чел., а в Республике Башкортостан — 105 829 чел. Отмечалась общая тенденция достаточно интенсивного сокращения финно-угорского населения России в целом. По сравнению с переписью 1989 года, численность тех, кто отнес себя к мари, в Республике Марий Эл сократилась, соответственно, с 324 349 до 312 178 чел., Кировской области — с 44 496 до 38 930 чел., Татарстане — с 19 446 до 18 787 чел., Удмуртии — с 9 543 до 8 787 чел., и так далее. Лишь в Республике Башкортостан марийское население не только сохранилось количественно, но и увеличилось с 105 768 до 105 829 человек.

По данным Министерства образования РБ, в Башкортостане обучаются 13 976 учащихся марийской национальности; в 100 школах на родном марийском языке обучаются 3 108 учащихся (22,24 %), а изучают родной марийский язык как предмет также в 100 школах 6 102 учащихся (43,68 %). Всего в 200 школах родной язык изучают 9 210 учащихся (65,68 %) — по этим показателям марийские школы Башкортостана уступают только башкирским, зато превосходят показатели Республики Марий Эл, где из 34 736 учащихся марийцев в 163 школах только 44% учащихся (15 190) изучают марийский язык как родной.

Николай Ермоленко

Источник: ИА «Башинформ»

15 комментариев

Filed under Новости

15 responses to “Бикмурзин призвал поклониться Рахимову «за заботу о башкирских марийцах»

  1. Башкир мари

    Ну у нас, у башкирских марийцев, не жизнь, а просто рай. Слава Величайшему и Мудрейшему Отцу народов Башкортостана Муртазе Рахимову и наивернейшему и наипреданейшему его слуге, Солнцу марийцев Башкортостана Павлу Бикмурзину!!! 🙂 Ой как прочитал так хорошо стало, я даже не знал что мы так хорошо и счастливо живем…

    • Юст

      Сарказм и ирония? — понятно…
      А можно в двух словах: как Вы на самом деле там живёте? Просто интересно услышать первоисточник, нехватает настоящей проверенной информации.

  2. tymai

    медали «За служение народу»- это интересно Мари эЛовская или Башкортостансткая медаль, или ее придумали?

  3. шонкалыше

    «юбилей классика марийской литературы, уроженца Краснокамского района Александра Юзыкайна и другие. Кстати, сын классика Эрик Юзыкайн — начальник отдела межнациональных и межконфессиональных отношений Министерства культуры Республики Марий-Эл принял участие в работе конференции и вручил активистам РМНКА грамоты и медали «За служение народу».»

    Эрик Юзыкайн сын Алексея Юзыкайна, а Алеко Юзыкайн родной брат Александра Юзыкайна

  4. Дукель

    Ну у нас, у башкирских марийцев, не жизнь, а просто рай. Слава Величайшему и Мудрейшему Отцу народов Башкортостана Муртазе Рахимову
    ————————————————————

    А у нас сразу два Величайших и Мудрейших Отца народов России —
    Медведев и Путин или наоборот. Правда им меньше славы — в России марийцев стало меньше.

  5. Hanhi

    Не читая комментарии, добавлю — СУМБУР бикмурзинский. И его же избрали председателем национально-культурной автономии. Виклан — МОЛОДЦЫ!
    Лет эдак 15 тому назад Бикмурзин, наверное, был на «белом коне» и махал шашкой и кричал и призывал башкирское правительство помочь «Марий ушемам», а через 10 лет призывал «уничтожить» их, обвиняя в «неверности». Так как сам Бикмурзин ни в финно-угорском мире, ни в Марий Эл как организатор-общественник не был признан.
    Ну и решил он в 2004 году «отомстить» всяким «Мер Канаш» и «Марий ушем». И путь он избрал простой (как маркеловская команда при уничтожении в 2001 году монолитности театра М.Шкетана), но коварный — создать национально-культурную автономию. Т.е. уничтожить одно, попытаться создать другое, сваливая при этом все недостатки на других. Ну, как «истинный менеджер» XXI века! И при этом действовать как узурпатор (ведь Бикмурзина поддерживала не только башкирская власть. «Ценные указания» он получал от Министерства культуры Республики Марий Эл и правительства РМЭ — Бикмурзин-то «полномоченный» представитель…), захватывая всё готовое, т.е. структуру «Марий ушем» в Башкортостане. И вот теперь результат — в Башкортостане, на Родине «Марий ушем» (а это очень любят подмечать башкирские марийцы) сегодня нет ни одной структурной организации «Марий ушем». Мы не говорим о республиканской. «Марий ушем» как организация уничтожена по всему великому Башкортостану. И в этом никак нельзя обвинять Муртазу Рахимова.
    Интересно. Куда выведет бикмурзиновский путь «в никуда», «подальше от марийской истории»…
    И еще несколько моментов:
    1. К проведению научно-практической конференции, посвященной 90-летию I (Первого) Всероссийского Съезда нарда мари, в г. Бирске в 2007 году — бикмурзинская национально-культурная автономия и лично Бикмурзин никакого отношения не имеют (зачем тогда приписывать?) Если у Бикмурзина есть обратное доказательство в виде протколов о претворении в жизнь вопрсов, касающихся этой темы — пусть возьмет и опубликует в Интернете. Тогда он и его команда имеют право не то, что приписывать, но быть в одном ряду с реальными организаторами этого на самом деле большого форума. А так — некрасиво возвеличивать себя за счет чужих заслуг.
    2. О медалях надо говорить народу тоже внятно: а то я подумал, чо эти медали от президента Муртазы Рахимова! Что, корреспондент виноват? Ну как же! Если тот, кто дает интервью, скрывает правду (стыдно — если по не знанию, преступно — если специально), то корреспонденту порой в этом разбираться нет времени (хотя за достоверность отвечает сполна и он). Ну, а если попроще — это памятная медаль «Йыван Кырла 1909 — 2009» (Республика Марий Эл).
    3. А такой ляпсус как «сын классика Эрик Юзыкайн» — это вина корреспондента. Из-за таких ляпсусов могут быть большие неприятности.
    4. Я не судья, но засомневался (не оттого, что я против ваших идей, а от другого): нужен ли всё-таки колледж культуры финно-угорских народов в Нефтекамске? И как все это представляют авторы такой идеи?
    Я например, не представляю — кто будет там преподавателем: представители тех народов, от которых будут учиться или любой, кого возьмут на работу (кого наберут)?…
    И оценка деятельности Бикмурзина — «удовлетворительно» в стаье выглядит интересно. Но кого он удовлетворяет, если от башкирских марийцев, а также от марийцев других регионов, знающих его, в его адрес так много упреков.
    То, что должно быть все банально — это понятно. Тем более, что там побывал «молодое марийское солнышко» Эрик Юзыкайн.

  6. Петан

    Бикмурзин открыто выражает свое раболепие. Столь великому деятелю это не к лицу. Или, именно за это его возвеличивают?

  7. Опанас

    Hanhi прав. Как человек очень хорошо знающий марийское национальное движение не только в Марий Эл, но и во всем марийском мире, пишет о реальных проблемах в Башкирии. Эта новость хороша в том плане, что очень хорошо показывает кого власти Башкирии поддерживают. А поддерживают жополизов и ничего не значащих, не признаваемых марийцами региона людей. Бикмурзину наплевать на марийцев Башкирии, ему важны средства, которые выделяются его автономии, как лояльной властям.

  8. Hru-hru

    Зря ругаете власти Башкирии.Там действительно условия для развития марийской культуры и письменности неплохие создаются и делается в этом направлении немало.Но делается это государственными структурами и настоящими патриотами своей республики и своего народа, т.е. активными общественниками от народа, но только не от культурной автономии Бикмурзина, а сам он вообще не в курсе событий происходящего в марийском мире.Он только присваивает и приписывает себе чужой труд Это же видно в каждой строчке опубликованной статьи! Это не интервью вовсе, а подсунутый,скорее всего, корреспонденту шаблон стандартной заготовки Бикмурзина, он уже в течение лет 10-15 повторяет это во всех своих выступлениях как старый патефон. В Башкирии разве только два района- Краснокамский и Калтасинский- и сам Бикумрзин?А где остальные из !06 тыс. марийцев? Как они собираются управлять общественным процессом в республике,включив в состав правления 5 человек из Калтасинского и 4из Краснокамского? А эти два района,надо полагать,рядом с Уфой, если Бикумрзин собирается ими править оттуда.Или не так? Поправьте,если я ошибаюсь, не силен в географии расселения восточных марийцев.Но точно знаю,что там не 2 района только. Или Бикмурзин себя почувствовал президентом башкирских марийцев, повелевая из Уфы?Но я в одном уверен: марийцы Башкортостана сохранилии себя вопреки, а не благодаря «бикмурзинам».В одном он прав:власти действительно помогают в продвижении национальных вопросов,мы следим за событием, получаем информацию из прессы, в том числе из сайтов республиканской газеты башкирских марийцев «Чолман»(кстати,Бикмурзин даже название марийской газеты родной республики не знает, пишет «Чалман»,что еще можно говорить про его информированноть и начитанность?),Мишкинской районной газеты «Келшымаш» и т.д. Об исторической роли Бирска и конференции,конечно, он перегнул.Во-первых,он на самом деле никакого отношения к проведению конференции не имел, во -вторых,знает ли он, что там нынче нет марийского отделения на первом курсе?Что он сам лично и его автономия сделали для того, чтобы абитуриенты захотели поступать туда,полюбили родной язык,литературу и культуру?Ведь власти действительно сделали для вас , чтобы удобно было учиться у себя на родине,открыли марийское отделение.А кто готовить будет марийских детей к поступлению?Не знающие марийский язык башкирские власти? Я думаю, что власти там уже понимают,что Бикмурзин только подрывает авторитет марийцев Башкортостана и заодно компрометирует их, не зря он так рьяно бросился показывать свою работу,которой нет и не было никогда. Этим обьясняется его стремление вырваться в информационное пространство и просить власти,как Всемогущего, присоединить к его никчемной автономии других.Стыдно.Если ты лидер в общественной среде, к тебе сами пойдут, а не пытаться загнать людей как стадо овец кнутом на неуютное для них пастбище. Может, действительно стало стыдно называть региональной автономией обьединяющую всего лишь небольшую кучку людей из двух районов?Свадебному генералу вдруг понадобились войска или это очередные маневры в поисках лавров за ничегонеделание?

  9. nike44

    Паша Бикмурзин аферист также, как его помощница, глава администрации Арлана.Эрик Юзыкайн стал 12 лет после смерти отца Александра Юзыкайн все лезет в родные сыновья.К моему отцу и набивается ко мне единокровные братья.Он просто вор и ворует национальные достояния марийского народа.При содействие миннистра культуры РМЭ переписывает с помошью марийского книжного издательства и Саши Абдулова 30 летний труд писатиля передать Эрику.Видно убийство его отца Алексея Юзыкайн сильно повлияло на него что он даже прикратил уголовное дело по поиску убийц отца в Кировской области написав отказной матиреал.Зато похоронил его на родине в селе поставив на ноги здаровенный булыжник с датой смерти Алексея,чтобы даже дух отца не смог подняться из могилы даже чтоб душа не смогла прикоснуться к полотенцу теперь он желает вместе с друзями запачкать имя моего отца,Эрик урод нравственный.

  10. Маша

    Жалко башкирских марийцев, что у них такой разлад.
    А молодой эрик не только выскочка, но и Ж..лиз.Молодым девушкам советую за 100км его обходить.

  11. Hanhi

    Павел Исадыкович, позвольте написать без прочтения вашего инетрвью.
    Не кланяться надо в знак благодарности, за доброту — а просто ответить добром. Что за барские замаки — кланяться. Ну, если уж так хочется не имеем прва вас лишить такого удовольствия. Но зачем та смешно призывать.
    Мы же взрослые люди, и так мы благодарны за достойные поступки президента Муртзы Рахимова. Вы же умный человек, а у умного человека и призывы должны быть соответствующими.
    Передайте привет уважаемому Муртазе Губайдулловичу за построенные школы. Но н забывайте, что в марийские школы Башкортотсна за последние годы очень мало поступают как учебники, так и марийская художественная и краеведческая литература. Особенно учебники. Из огромной суммы, которые были оещаны на высоком уровне на оплту за учебники и литературы, так и в Марий Эл не пришли. Страдет школа (возмиожно Нефтекамский район, возмжно, и некторые другие шоклы здесь исключение, там все-так что-то есть).
    Ну, коль обещали, то ндо бысделать.

  12. Вачис

    Сегодня день рождения главного болельщика ХК «Салават Юлаев» Муртазы Губайдуловича Рахимова. Как истинный болельщик ХК «Салават Юлаев», я присоединяюсь к фанатам «Салават Юлаев» и искрене поздравляю его с днем рождения. «Салават Юлаев», сделай сегодня ему и нам, болельщикам, подарок в честь дня рождения уважаемого Муртазы Губайдуловича — надери сегодня этих драных кошар (казанский акбарс). Сто лет жизни Рахимову и сто побед «Салавату Юлаеву» в чемпионате КХЛ!

    • Вачис

      рассея… рассея…. от волги до енисея
      сюсот у СЮ вся рассея. СЮ — чемпион!

  13. Вачис

    Уважаемые, Вы в установленном законодательством порядке пытались решить свои вопросы? А то нашего бабая и так пытаются обвинить в том, что он для решения вопросов применяет свои административные рессурсы.