В Башкортостане прошла акция «Мый марла ойлем» (ВИДЕО)

Доброе начало дает хорошие плоды. В апреле этого года в Йошкар-Оле прошла акция «Мый марла ойлем» (Я говорю по-марийски), которая была приурочена ко Дню национального героя. Инициаторами выступила молодежная организация «ВийАр».

С целью привлечения изучать марийский язык, прохожим раздавали брошюры-словари. Подобная акция прошла в республике Башкортостан. Звезда марийской эстрады Александр Речкин и ведущий «Радио Марий Эл» Санюн Вадик посетили города Бирск, Благовещенск, Янаул, Уфа, Нефтекамск, а также Мишкинский и Калтасинский районы.

Цель акции – знать свои корни, знать язык своего народа и уважать его. Эта идея была поддержана властью Башкирии, Молодежным объединением республики Башкортостан, также объединением «ВийАр» из Марий Эл.

Видеосюжет «Марий Эл ТВ»:

Источник: «Марий Эл ТВ» на video.vmariel.ru

35 комментариев

Filed under Новости, видео

35 responses to “В Башкортостане прошла акция «Мый марла ойлем» (ВИДЕО)

  1. Дукель

    Вот этот парень чувствуется что знает марийский язык совершенно что является редким случаем в самом Марий Эл. То есть он говорит не по-русскомарийскому а по-марийски. Значит марийцы Башкортостана должны срочно учредить там педагогический институт или что-нибудь вроде этого и присылать в Марий Эл учителей по марийскому языку. Башкортостан одна из редких стран кремлевской империи где еще жив интернационализм. Хвала ему!

  2. MEradioslushatel

    Нет, к сожалению, Дукель, не совершенно… Он частично говорит русскими конструкциями предложений: ставит глагол на второе место, традиционно в марийском предложении глагол всегда на последнем месте. Ну и др. нюансы. Да слова у него марийские, поскольку он работает на «Марий Эл радио», там все же политика такая, что пытаются использовать минимум русских заимствований. Но там большинство дикторов говорит наполовину русской конструкцией, особенно в прямом эфире…

  3. MEradioslushatel:

    Этот парень не из Башкирии, а из Марий Эл. То как молодые марийцы Башкортостана говорят на марийском – это просто ужас. У марийцев Башкирии высокое самосознание, но ОЧЕНЬ ПЛОХОЙ МАРИЙСКИЙ ЯЗЫК. Так что хвастаться Башкортостану в плане сохранения марийцев нечем.

    • Вачис

      Почему Башкортостан должен хвастаться в плане сохранения марийцев? Башкотростан — для башкиров. У марийцев для этого есть РМЭ. Марийцы у нас сохраняются не благодаря Башкортостану, а вопреки ему. Башкиры и татары вынуждены признавать в своиз республиках марийцев»благодаря» политике Кремля (боясь обвинения Кремля их в национализме) в их республиках. Они таким образом хотят показать Кремлю, что они еще интернационалисты.

    • Вачис

      Теве кунам Бирскийыште марла мероприятий-влак эртат, руш манмыла, марий дек тыште местный власть деч ноль эмоций. Даже тиде нерген местный газетыштат огыт сере (возо), если иктаж могай местный марий активист возен ок колто гын. Речкин нерген ом пале, теве шыжым Славин концерт дене толмыж годым Олаште ик еле заметный афиша кечыш. Теве С. Шакировлан толмыж годым гына тыште нимогай афишат, рекламат ок кÿл. Тудын тышке толмыжым тысе марий калык шÿмÿшт денак шижын шогат.

  4. Вачис

    Бирскыште (Олаште) Речкинын толмыжо нерген шымат кол. Мариуверыште гына пален нальым. Йуд велыште (Нижневартовскыште) кризисат, садлан, наверне, мемнан деке шабашкыш толын шуын. Тудо пагытыште Кай Метов нерген Олаште шукырак ойлышт. Ик пагыт мемнан деке Йошкар-Ола гыч черкыш кумалаш кошташ туныташ толыт иле ынде марла ойлаш туныкташ толаш тУНальыч. Наверне, Йошкар-Олаште марла ойлаш вожылытат, мемнан деке толын вожылде уло чон дене марла ойлен каят. Руш йылмыштат пелыже вес калык йылме мут. Марият вес калык йылмын мутшым кучылтеш гын, мый шонем, нимогай зиянжат уке.

    • Аноним

      туге гынат, олаште афиша шуко кечен. да эше районный газетыште возымо ыле. кузе тидым ужаш ок лий?

  5. Дукель

    Нет, к сожалению, Дукель, не совершенно… Он частично говорит русскими конструкциями предложений: ставит глагол на второе место,
    —-

    Я сужу по отсутствии русских слов, которые в речи марийцев обычно составляют очень большую часть. Грамматика от чрезмерного перевеса русского языка конечно страдает. Почти у всех билингвалов что-то страдает.
    До сих пор тысячи казахов в Казахстане на родном языке даже не говорят, а говорящие — русскими конструкциями что лучше чем совсем не говорить. Касательно Башкортостана надо вспомнить, что там число марийцев не упало. Значит эта страна положительно отличается от других территорий где проживают марийцы. Не так ли? Даже русские там живут лучше чем в Расее. Смертность в нем гораздо ниже чем в ЦФО.

  6. Hanhi

    Дукель, не выпендривайся больше. И не выставляйся.
    Сначала сам научись говорить по- марийски. А потом уж посмотрим, стоит ли разделять марийцев на башкирских и мариэловских. И вот таким подобным образом.
    Мы в Йошкар-Оле прекрасно занем и уже давно испытываем (да и гораздо лучше твоего) кто хорошо и кто плохо говорит по миарийски!
    Если ты со своей колокольни увидел только одного хорошо говорящего земляка, ето не дает теве право ставить какого-то пацана выше Пектеева, Отмахова, Копцева или Ямбердова.
    Я не видел и не слышал еще из башкирских марийцев ни одного подобных им.
    А что, ты никогда не слышал как волжанин Матвеев ведет передачу.
    Жаль, ты так отстал. А ещее смеешь сравнивать…
    Молчал бы, если отстаешь от времени и не знаешь ни марийской истории, и не в курсе в соременных процессах.

  7. Hanhi

    Вачис, минь тиньын «айват» йылмедым окен лектымат, стестянться лийын кайышым. Прамайым ойласет мо вара, исер? Паленак ом керт ынде, но сморкаться лийын кайышым.
    Башкирийсе эргелакым Марий эл дене сравнить ыштен гына, прамай марий йылмым создавать ышташ ок лий огыл мо?
    Вот Вачис досет мом сера: «Я сужу по отсутствии русских слов, которые в речи марийцев обычно составляют очень большую часть. Грамматика от чрезмерного перевеса русского языка конечно страдает». А шкеже шояк улмыжым признавать ышташ аймана.
    Казырак вуйге понимать ышташ лийын шуйеш вара?

  8. Hanhi

    Извиняться лиям, Вачис огыл, дукель сера улмаш.

  9. Sarmat

    Hanhi, сатай гаяк ойлетыс …

  10. Hanhi

    Уразбаев был большим человеком.

  11. Эскерыше

    И это называется марийский язык??? :0

  12. Sarmat

    В год у нас проводятся десятки различных марийских концертов, даже больше чем у татар и башкир ! Не понимаю зачем местная власть должна уделять этому внимание … Всё в руках организаторов, как они найдут общий язык с местной властью так она и будет относиться к нам. В газетах часто можно видеть заметки и статьи про марийские концерты, написанные благодарными зрителями !

  13. Hanhi

    Ну и пойте и пляшите, тогда «местная власть поймёт вас очень прамай».

  14. Опанас

    Sarmat, это хорошо что у вас так много проводится марийских концертов. Но ироническая фраза Hanhi вполне уместна. А что у вас кроме песен-плясок на уровне самодеятельности еще есть? Если посмотреть на костюмы ваших ансамблей это советский кич, какая-то очень далекая от народного костюма фантазия в советском стиле. Вас марийцев в Башкортостане 105 тыс., а что у Вас есть национальный театр, радио, ТВ, филармония? Да нет ничего! Пара жалкого качества газет (и те на 80-90% на самофинансировании). У 8 тыс. саамов Финляндии многочасовые радио и ТВ, газеты, журналы и национальные общественные организации играют огромную роль, к их мнению прислушиваются. А что у марийцев Башкортостана? Ну выползает ваш «главный мариец» Башкортостана Бикмурзин пару раз на люди со своими одами Рахимову и властям Башкортостана и все… Но положение марийцев в Башкирии зависит и от вас самих, марийцы Башкортостна. А как раскроет башкирский мариец рот, так уши вянут -смесь русских, татарских и марийских слов, первые две преобладают…

  15. Вачис

    Опанас правильно говорит. Да и эти концерты проходят тут на на таком низком и примитивном уровне, даже смотреть не хочется, кроме концерта Шакирова. И «миссиоеры» типа «виар» или всякие «ушемы» из Йошкар-Олы приезжают к нам только порезвиться (поразвлечься), а Речкины — на шабашку. Здесь местные власти могли бы давно построить марийцам если не театр дык, то какой — нибудь культурный центр. Ведь на церковь и мечети деньги находят. Да и марийцы делают значительное налоговое пополнение в бюджет Бирска. Я тут сам часто слышу, как сами марийцы критикуют свою национальную одежду.

  16. Вачис

    Насчет «так уши вянут» не знаю и спорить не собираюсь, но немного выскажусь. Вообще то на эту тему с первого съезда марийцев спорят, но конца до сих пор не видать. Хотя в РМЭ есть все официальные условия для развития языка (национальный театр, радио, ТВ, филармония, Мар ГУ и т.д.), но по марийски разговаривают только на кухне или прячась в кустах парка Йошкар-Олы, как будто боясь, чтобы никто их не заметил, как они говорят по марийски. А наши марийцы, применяя «смесь русских, татарских и марийских слов», не боясь, стараются разговаривать по марийски везде, в том числе и в общественных местах. Лучше говорить по марийски, чем знать и не говорить. Да, у нас с «главными марийцами» не соскучишься. Опанас, насчет того, как разговаривают наши марийцы по марийски и знают марийский, ты не совсем прав. Чего стоит, например, наш Абдуллов Александр Салихович — главный редактор газеты «Марий Эл». Могу привести и другие примеры.

  17. Опанас

    Под «башкирским марийцем» я имел ввиду среднестатистического марийца, проживающего в Башкортостане. Я тоже знаю марийцев Башкортостана, которые прекрасно говорят на марийском, но обычно эти люди работают на марийском радио, ТВ или в газетах, журналах, театрах в Марий Эл. Я не хотел сказать, что башкирские марийцы плохие, а то что Башкортостану хвалиться в плане сохранения /развития марийского языка и культуры нечем. Плохо говорят и потомучто марийский язык мало и плохо преподается в школах, преподаванием родного языка в Башкирии охвачены только 60% детей мари. В Марий Эл дела не намного лучше.

  18. марий эл мари

    Жапда поро лийже, мари-влак!
    Мый ом пале кузе Пошкырт велыштыда, а мемнан марий элыште марий йылмым огыт туныкто. Мый райцентрыште кушкынам, школышто марий йылме урокышто мемнам туныктеныт саламлалташ, кузе иктажмогай уремышке эрташ. А ме шукын мари икшыве-шамыч тыгай урокышто скучатлен шинчен улына. Лӱшкаш тӱҥална гын вурсат ыле. Школышто мемнам мари икшыве-шамычым огыл туныктеныт, а рушым. Пуйто раз райцентр то уже руш гына илат. Олаштат тыгайяк ситуаций. Садлан марий йылмым шке тунемаш логале(возашыже). Школышто тунемме годым марий йылме урокын пеш изи статусшо лийын. Эн чот марий йылме ваштареш рушаҥше мари лийыныт. Рушлан мӧҥгӧшла тунемашышт оҥайын чӱчын. Мый изи годым чотак ӧрам ыле, молан нине пелторта мари-шамыч шке йылмынам шке калыкнам тынар чот огыт пагале, да огыт йöрате. Мый тыште рушын але Москон титакшым ом уж.

  19. Опанас

    Туге шол марий-влак деч шкешт дечат шуко шога. Но марий йылмым школышто кöлан мыняр туныкташ такшым Марий Эл образований министр руш Галина Швецоват решатла. Тыгак чыла туныктымо паша Россиысе образований нерген закон-влак деч шога, але Моско деч. Марий йылме, литератур да культур регионысо компонент кышкарыште лийын, вот тудо компонент манмедым Моско ынде йöршын кораҥден. Шуко эллаште шочмо йылме обязательный улеш, школышто гына огыл, ешыштат: южо элыште ава ден ача шочмо йылмым йочаштлан туныктышаш улыт. Тыгай закон-влак. Мемнан Российыште ала-молан руш огыл йылме-влак эре «добровольный» да «факультативный» улыт.

  20. Hanhi

    Слова Вачиса: «,,,но по марийски разговаривают только на кухне или прячась в кустах парка Йошкар-Олы…»
    Васис, ты после этого просто Г****!
    Про тебя больше нет слов.

  21. Hanhi

    Вачис, а ты знаешь, что означает это слова?…
    Ну, посмотри словарь Ожегова.

  22. Hanhi

    Там не нашел?
    Посмотри тогда Даля.

  23. Hanhi

    Не нашел? копни тогда Брокгаущена…

  24. Hanhi

    Ну, если не нашел, то спроси у своего сына.

  25. Hanhi

    Ну что, получил ответ от сына своего?
    Или у тебя даже на это не было толку?
    Тогда нечего гнать на то, о чем ты представления не знаешь.
    Найди ты в Йошкар-Оле хоть одного своего земляка, который хоть однажды проявил благородство.
    Я их знаю немало, но в жизни не пойду с ними в разведку.

  26. Hanhi

    Вачис, ты же абориген на Башкирской земле. Считаешь себя нормальным мужиком.
    Ну что же тогда у себя предал Марийушем и пыхтишь под каблуком Павлика Бикмурзика?

  27. Вачис

    Е.АРЯМНОВА.
    От стипендий до билетов на концерт…

    http://www.birskpress.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2606:2009-12-02-

    « Безусловное выполнение социальных программ в условиях мирового финансово-экономического кризиса – одна из самых жизненно важных и неотложных задач государства. …. В условиях экономической нестабильности вопросы государственной поддержки студенчества особенно актуальны. О том, как они решаются в БирГСПА, мы попросили рассказать доктора педагогических наук, профессора, проректора по социальным вопросам и воспитательной работе академии Нилю Сабитовну Белобородову. …
    …. Для любителей национального творчества были приобретены билеты на поэтический вечер «Страна Мустая», посвященный 90-ю со дня рождения великого поэта М.Карима. Почитателям бардовской песни были предложены билеты на концерт известного поэта, музыканта и исполнителя Р.Бадамшина. Любители современной татарской эстрады отправились на концерт Ф.Фархи. Все желающие имели возможность посетить выступление Оренбургского казачьего хора. Для любителей классики была приглашена труппа Башкирского государственного театра оперы и балета, …»

    Вот как относятся к развитии марийской культуры в Бирске. Это видно на примере отношения местных властей к студентам Бирской ГСПА. Татарам, башкирам и русским организовывают и финансируют их культурные мероприятия, а марийцам — нет. Могли бы, например, хотя бы купить билет марийским студентам на концерт Речкина.

    • автор статьи

      Добрый день. Администраторы сайта очень активные люди. Знакомы с прессой. Возможно лезу не в свое дело, но подобного характера выдержки из моей статьи считаю не уместными. Цель работы была не показать ущербное состояние марийцев города Бирск, а поддержку администрацией студентов всех категорий. Конечно, в нашем городе концерты марийских певцов проводятся очень часто и билеты на них покупаются, афиши висят везде. Возможно, это мое упущение, что не указала на какие именно концерты были куплены билеты, но считаю, что в подобном контексте рассматривать мою статью не честно. В нашем городе нет национальной дискриминации. И

  28. Вачис и Hanhi, ваши последние сообщения стерты. Пожалуйста, пишите по существу публикуемого материала и не переходите на личности.

  29. Вачис

    Мариувер, уберите, пожалуйста, здесь еще другие высказывания Hanhi, касающихся меня (типа говнюк и др.) или тогда разместите мое последнее высказывание (стертое) о нем. Тут мы с Опанасом врервые мирно вели беседу по существу, а тут вмешался Hanhi и все испортил. Как наказание, надо на недельку лишить его право на голос.

  30. Hanhi

    Вачис, пиши по существу, не уподобляйся обиженному мальчику.
    Тебе еще осталось только развести руки и спросить невинным голоском: «А кто первый начал?!»
    Прямо — детский садик…
    Нельзя одновременно: быть жертвой мифов и выдавать себя борцом за свободу, задевая при том честь всего марийского народа.
    Ты бы лучше обо мне наисал — о Ханки (а не о марийцах в Йошкар-Оле), что я стесняюсь своего языка и говорю по марийски только прячась в кусты…
    Ты сам-то понимаешь, куда вливается твоя писанина.
    Вот чтоб ты, Вачис, не писал незаслуженное плохое о марицах, я сделал адресный удар. Отвечай за себя, а не раскидывайся незаслуженными обвинениями в адрес марийцев.
    Мы этого не позволяли многим и многим (пытались да еще как!), и тебе не позволим.

Добавить комментарий для HanhiОтменить ответ