17 ноября в Москве прошло второе занятие Финно-угорского лектория. С лекцией по старообрядчеству среди финно-угорских народов Урало-Поволжья выступила доктор исторических наук, исполнительный директор Института этнологии и антропологии РАН Елена Данилко.
Она сказала, что Урало-Поволжье является территорией проживания множества самобытных этноконфессиональных групп, образовавшихся в результате перехода некоторой группы представителей этноса в другую религию и приобретшие вследствие этого особое конфессиональное сознание, отличное от самосознания «материнского» этноса. В результате подобных процессов появились, например, эрзяне-старообрядцы, кряшены и чуваши-мусульмане.
Старообрядчество на протяжении веков с момента своего возникновения воспринималось преимущественно как духовное явление, распространённое среди русского населения. Считалось, что представители других народов вряд ли могут быть носителями старообрядческих традиций. Впервые полиэтничность старообрядчества была открыта в общественном сознании по итогам первой переписи 1897 года в Российской империи, когда было обнаружено, что старообрядческое вероисповедание распространено среди части мордвы и коми-пермяков. Старообрядчество в Урало-Поволжье – оригинальное культурное явление, в котором осуществлен синтез разных традиций и смысловых пластов.
Старообрядческая культура образует особый компонент в культуре финно-угорских народов. Группы старообрядцев существуют у коми, коми-пермяков, мордвы, карел, единичные случаи зафиксированы в удмуртской среде. Елена Данилко рассказала главным образом о старообрядчестве среди эрзян и коми-пермяков, изучение этих социальных групп было предметом её научного труда.
Принятие старообрядчества финно-уграми происходит в 18-19 веках. Проникновению старообрядчества в среду финно-угров во многих случаях способствовали миграции. Так, в частности произошло с группами старообрядцев-морды Башкортостана и Оренбурга. В 18-19 веках развернулось массовое миграционное движение эрзи из Нижегородского, Арзамасского, Алатырского уездов в Заволжье. Поток переселенцев шёл в слабозаселенные лесо-степные и степные уезды Самарской и Оренбуржской губернии. Туда же продолжался колонизационный поток также и русских крестьян. Таким образом, новообразовавшиеся эрзянские сёла оказывались в плотном русском окружении и зачастую старообрядческом окружении. По документам можно проследить, что в это время в районе Бугуруслана возникает русское село с характерным названием Староверовка, основанное старообрядцами из Тамбовского наместничества (современная Рязанская область). Так, в смешанных эрзянско-русских поселениях старообрядчество проникло в эрзянскую среду. Впоследствии часть из этой оренбуржской группы эрзян-старообрядцев переехала в башкирское Зауралье, образовав там уже старообрядческие эрзянские села.
Старообрядчество как социальное и культурное явление в целом характеризуется стремлением к консервации порядков и противостоянию нововведениям, но при этом старообрядцы всегда были очень социально активными. Известны старообрядческие династии купцов и промышленников, в том числе хрестоматийные фамилии Морозовых, Рябушинских, Третьяковых принадлежали к старообрядческой среде. Интересно, что группа эрзян, принявших старообрядчество, переняла вместе с тем и свойственную старообрядцам высокую социальную активность и предпринимательские способности. Так, по архивным данным восстанавливается картина того, как эрзяне-старообрядцы к совершенно непониманию окружающих были заняты систематичной скупкой по дешевым ценам пустующих земель вокруг Стерлитамака. Впоследствии на этих землях ими было основано поселение, в котором они открыли кожевенное дело и успешно развивали другие мелкие ремесленные производства.
Старообрядчество продолжает существовать в этих эрзянских группах. Старообрядчество, поспособствовав сближению с русскими старообрядцами на конфессиональной основе, тем не менее не привело к утрате эрзянами-старообрядцами своего эрзянского самосознания, языка и культуры.
Среди коми-пермяков старообрядчество распространено у двух групп: у зюздинцев и у коми-язьвинцев. Обе группы существуют в относительной изоляции от основного этноса. В среду зюздинских коми-пермяков старообрядчество проникло через заводы, на которых рабочими трудилось много старообрядцев, и через Глазовский уезд, в котором существовали тайные старообрядческие монастыри. У язьвинцев принятие старообрядчества также связано с переселением. Переход в старообрядчество облегчал совместное ведение хозяйственных дел с русскими старообрядцами. С принятием старообрядчества у язьвинцев началось перемещение на необжитые участки. Старообрядчество является важной составляющей самосознания язьвинцев, которое наряду с их географической изолированностью, сыграло важнейшую роль в сохранении коми-язьвинцев как группы, с их устойчивостью перед ассимиляцией. Самосознание язьвинцев выражено ярче, чем у других групп коми-пермяков, и не в последнюю очередь это возможно из-за старообрядчества.
Влияние старообрядчества на культуры финно-угорских народов множественное и неоднозначное. Эрзяне перешли в старообрядчество через «официальное» никонианское православие, коми-пермяки же перешли в старообрядчество, миновав православие, шагая напрямую из коми-пермяцкого политеизма. Старообрядчество способствовало распространению грамотности и книжной культуры. У эрзян принятие старообрядчества способствовало усвоению стандартов социальной активности и активному ведению предпринимательства. В случае язьвинских коми-пермяков старообрядчество выступило фактором, укрепляющим самосознание группы, способствующим сохранению самобытных этнических черт. С другой стороны, старообрядчество способствовало утрате некоторых культурных черт, как, например, у эрзян, старообрядческая традиция выступила против некоторых элементов эрзянской похоронной обрядности, такой как вышивка на саване, трактуя их как имеющих языческое происхождение и значение.
Информация о Финно-угорском лектории – etnofutu.ru/mush/lektorij.html
Артём Малых
Беззубый лекторий. Тема не политическая. В Москве могли бы и политические темы обсуждать
Нужно всё. И такое.
Но кто же будет заниматься реальными проблемами…
Занимающихся реальными проблемами центр финансово не поддержит. А наша современная «креативно» мыслящая финно-угорская молодежь без денег и пальцем не пошевелит, что не знаешь «марийских патриотов» из команды Васютина?
Знаю, еще как знаю.