Марийцы провели Всеобщее моление (ФОТО, ВИДЕО)

tanygin_molitvaРезкая смена общественного строя на рубеже 90-х годов прошлого века дала возможность миллионам россиян в поисках смысла жизни обратиться к религиям, среди которых ведущее место заняли, естественно, православие, ислам и различные направления протестантизма. В то же время мало кто знает, что именно в России живет и здравствует у одного из финно-угорских народов традиционная народная религия.

Речь идет о марийцах, живущих не только на территории Республики Марий Эл, но также в соседних Нижегородской, Костромской, Кировской областях, Пермском крае, республиках Удмуртия, Татарстан и Башкортостан, а также во многих других регионах России. Столь широкое расселение марийцев объясняется, во-первых, изначально более широким ареалом, который занимал этот народ на момент встречи с русской колонизацией, а также жестокостью царя Ивана Грозного – 30-летнее сопротивление его войскам марийцев получило название «Черемисские войны». В ходе насильственного захвата территории марийцев было вырезано практически все взрослое мужское население этого народа. Спасаясь от террора сумасшедшего царя, марийцы десятками тысяч бежали на территории нынешних Татарстана и Башкортостана, где составили особую этнографическую группу народа под названием «восточные марийцы». Многие называют веру марийцев язычеством, но сами они категорически против такого определения: по их мнению, религия предков не может быть язычеством.

Видеосюжет «Марий Эл ТВ» о традиции марийских молений:

Все же, несмотря на насильственную христианизацию и позднейшие гонения царских чиновников и советских органов госбезопасности, репрессировавших многих жрецов-картов, марийская традиционная религия (МТР) — Марий Юмын йÿла – благополучно сохранилась до наших дней и привлекает к себе внимание не только журналистов из Финляндии, Эстонии, Германии и Франции, но и обычных россиян, все так же нуждающихся в общении с Богом. Сегодня, по данным официальной статистики, более 15 процентов жителей Марий Эл считают себя приверженцами традиционной религии, остальные делят свои симпатии между православием, исламом и другими религиями. Однако, по словам картов, в священные рощи, где происходит общение с богами, приходят не только чимари («чистые» марийцы), но и те, кто посещает храмы иных религий. Есть среди марийцев даже своеобразные религиозные реформаторы, которые относятся к возникшему в XIX веке направлению Кугу сорта («Великая свеча»): его приверженцы отказались от приношения в жертву животных. МТР официально зарегистрирована как общественная организация, всего существует около 100 религиозных общин в различных регионах России. В самой Марий Эл 500 священных рощ получили статус охраняемых памятников. Существует целое жреческое сословие, выпускается литература.

В 2008 году эта небольшая рощица Ош куэр («Белый березняк») получила статус главной рощи МТР

Путь на моление

В течение года проводится несколько молений, среди которых главным считается завершающее годичный цикл религиозных обрядов Всемарийское моление Тÿня Кумалтыш; в этом году его провели в роще Саваран кÿсото в Новоторъяльском районе Марий Эл 1 ноября. За проведение моления отвечает местная община МТР. К семи часам утра в священную рощу приходят карты и их помощники из числа членов общины. Карты выбирают Онапу — священные деревья, через которые молитвы будут достигать неба. В этом году жрецы выбрали пять таких деревьев – огромных берез, максимальное их число для одного моления может доходить до девяти. Вблизи от этих деревьев ставятся длинные столы-помосты, на которые укладывается принесенный людьми для освящения пресный выпеченный хлеб. Рядом же на длинных перекладинах вешаются с той же целью принесенные платки, покрывала, полотенца. На длинных рядах костров варят жертвенного быка, баранов, а также принесенных верующими гусей, также варится каша. Следует отметить, что всю работу выполняют мужчины.

Вход в священную рощу

Жители ближних деревень добираются на место действия пешком, из других мест – на автомобилях. Автор этих строк тринадцать часов ехал из Сыктывкара в Йошкар-Олу на автобусе, который на границе Марий Эл неожиданно потребовал срочного ремонта, после чего еще около часа вместе с друзьями искал на «форде» проезжую дорогу в Саваран кÿсото: буквально накануне покрывшиеся снегом поля и грунтовки плохо поддавались «летней» резине. Однако желание познакомиться поближе с духовным миром марийцев победило происки злых духов – и мы оказались в ряду десятков автомобилей рядом с рощей.

Женщина в традиционном зимнем женском марийском костюме беседует с картом из Татарстана

Пока варится мясо, верующие могут общаться с картами, спрашивать у них совета, просить благословения. Корреспонденту «КомиОнлайна» удалось узнать о содержании и особенностях марийской религии у самих жрецов МТР.

Основы марийской веры

Как сообщил вашему покорному слуге карт Альберт Рукавишников, возглавляющий общины Куженерского района Марий Эл, участники моления просят верховного бога МТР Ош Поро Кугу Юмо (Великий добрый белый бог) и других богов о благополучии людей, плодородии и урожайности полей и скота, успехах в делах и начинаниях. «Сегодня к нам пришли не только марийцы, но и русские, татары, чуваши, — рассказал он. – К нам могут приходить разные люди. У кого есть проблемы – он может обратиться к богу с просьбой и, если она будет искренней, бог поможет человеку. Русские сегодня потеряли свою традиционную веру, мы же ее сохранили. Поэтому с каждым годом наша вера привлекает все большее внимание – вот и сейчас к нам приехали журналисты-телевизионщики из Петербурга, с НТВ и Рен-ТВ, нами интересуются немцы, англичане».

Как удалось выяснить позже корреспонденту «КомиОнлайна», перенимать опыт традиционной религии к марийцам приезжали так называемые «родноверы», ратующие за возврат к неким мифическим корням русского народа, язычники эрзяне и эстонцы.

По словам А.Рукавишникова, МТР направляет своих приверженцев на благой образ мысли и земные дела. «Мы, карты, всегда просим Бога, чтобы он отвел людей от выпивки, курения, хулиганства, злого дела – и помог в благом», — подчеркнул он.

Также карт отметил, что МТР мирно сосуществует с православием, несмотря на суровые в прошлом стычки.

Принесенных верующими гусей ощипывают…

… и варят в котлах

Мужчины отделяют мясо сваренных животных и птиц от костей

Моления

Все остатки животных, которые не пошли в пищу, будут сожжены

Более подробно об основах Марий Юмын йÿла поведал карт Сернурского района республики Вячеслав Мамаев. Довольно молодой человек, владеющий, само собой, русским языком, он принципиально говорил в роще только на марийском. Однако у меня был переводчик – очаровательная ведущая «Марий Эл Радио» Наталья Пушкина, которая добросовестно изложила все, что рассказал жрец. «Всевышний Бог координирует всю работу остальных богов и сил природы, соединяет воедино все элементы мироздания, чтобы все шло в гармоничном порядке – за это мы и молимся, — пояснил он. – Можно сравнить систему наших богов со структурой российской власти: наверху есть президент, под ним министерства, состоящие из чиновников различных рангов. Министерства сельского хозяйства, здравоохранения делают свое дело, МВД ловит преступников – и мы молимся для того, чтобы во всех областях мира все хорошо происходило. Конечно, на деле не все министерства работают для народа».

По его словам, научная картина мира вовсе не противоречит религиозным представлениям марийцев: просто их боги и богини, в том числе мать земли Мланде Ава, мать Солнца Кече Ава и многие другие, находятся как бы над физической природой, включающей те же Солнце, Луну, звезды и нашу родную планету. Верховный бог Ош Поро Кугу Юмо является творцом мира и самим этим миром. Кроме того, боги марийцев имеют духов-помощников. «Существует физический мир, как он объясняется в школьных учебниках, но наши боги выше этого мира, они управляют им», — сказал карт.

Жизнь в марийском стиле

«Наша вера дает людям все – силы, жизнь, духовное здоровье, изобилие во всем, охраняет и оберегает в дороге, на работе, в семье, в том числе от стихийных бедствий, — отметил В.Мамаев. – Мы стремимся к тому, чтобы было согласие и понимание между людьми, в том числе с другими религиями».

Марийцы приносят на освящение туара – запеканку из творога, масла и яиц

По его словам, хотя в МТР нет четкой кодифицированной системы предписаний, как в христианстве, существуют моменты, регулирующие жизнь каждого верующего марийца – в их числе запреты на совершение плохих поступков, убийств, краж. «Нельзя также ругаться, плеваться, драться. Даже думать плохое нельзя и желать плохого нельзя, — подчеркнул он. – В священную рощу надо приходить с чистой душой, за неделю до моления нельзя пить спиртные напитки, курить и сквернословить – и неделю после моления тоже».

Как пояснил карт, главный принцип существования человека, заложенный в МТР, — это жизнь в гармонии с природой, тогда как построенная на основе христианства европейская цивилизация стремится возвысить человека над природой, сделать господином над ней. Смысл жизни приверженца МТР заключается в поддержании правильных отношений с космосом, умении соответствовать движению мира. Мир изначально совершенен, его не нужно переделывать. Также в марийской религии статус святых получают люди за особые заслуги, например, таким статусом обладает легендарный Курык Кугыза (Хранитель горы), который в давние времена научил марийский народ всем необходимым для жизни занятиям и ремеслам, а также указал, как надо молиться. Любопытно, но Иисус Христос также получил «прописку» в марийском пантеоне – наравне с Курык Кугыза. Статус святых могут получить и обычные люди за особые заслуги, например, герои Великой Отечественной войны.

Министр сельского хозяйства Марий Эл Александр Егошин (на фото слева) каждый год посещает моления и приводит на них жертвенное животное, чтобы урожай во вверенной ему отрасли удался на славу

Согласно верованиям марийцев, бог судьбы при рождении ребенка определяет всю его дальнейшую жизнь, однако МТР не подходит к вопросу о свободе воли столь же примитивно, как политеистические религии разных народов мира. По словам В.Мамаева, каждый человек может своими поступками повлиять на продолжительность и «качество» своей жизни. «Если человек будет плохо жить – воровать, ругаться – его жизнь намного укоротится, а если человек совершит много добрых дел, то бог судьбы может продлить время его жизни», — пояснил карт.

Однако марийцы не знают, что происходит с душой человека после смерти его бренного физического тела. «Душа отправляется в другой мир, другое измерение – согласно жизни конкретного человека в рай или в ад, но мы не знаем, куда именно, ведь оттуда еще никто не возвращался», — с усмешкой поведал карт.

Путь карта

У марийцев картом становится человек, отличающийся особой энергетикой. По словам моих собеседников-марийцев, картами становятся уважаемые в округе люди, достигшие успехов в земной жизни. «Если в общине нет карта, люди просят других картов о помощи, и те решают, что надо выбрать нового карта для этих людей. Выбирают подходящего молодого человека – карты чувствуют, что именно этот мариец может стать жрецом – и передают ему необходимые сведения о религии. Он много молится, знание веры копится в нем. Постепенно он научается всему, что нужно, и начинает служить общине: молиться, поддерживать связь народа с Богом, — рассказал В.Мамаев. – Чтобы человек прочел книжицу и стал картом – так не бывает. Надо иметь нужные знания и определенную энергетику. У многих картов была нужда выбрать этот путь, иногда их к этому подталкивало какое-то несчастье, случившееся в их жизни».

Карты не берут ничего за то, что читают для людей молитвы, однако марийцы в благодарность обычно дают жрецам рубашки, полотенца, небольшие деньги. «В обычной жизни все карты – трудяги, — подчеркнул мой собеседник. – Многие из них разводят пчел. Их скот имеет большой приплод, да и детей у них, как правило, немало. Они зарабатывают деньги точно так же, как и окружающие их люди». Марийские жрецы приходят провести моления и обряды по случаю рождения ребенка, свадьбы, поминок по усопшему, на новоселье, обычные семейные моления. При этом карту запрещено требовать вознаграждения за совершение молитв, хотя они могут забирать немало сил, после чего иногда требуется несколько дней для восстановления.

Люди приносили выпечку, платки и деньги с просьбой о материальном благополучии. Карты эти деньги не используют – они идут на оплату расходов местной общины на проведение моления

По словам В.Мамаева, в МТР нет канонических текстов молитв. «Слова разные бывают у разных картов, но направление – одинаковое. Наши молитвы нельзя читать, как Библию, слова должны течь как бы из души человека. Карт тогда будет читать молитву хорошо, когда стоящие рядом люди будут внутренне настроены на связь с Богом, будут помогать жрецу мысленно, а если рядом стоит человек, который не верит, карту будет очень тяжело», — пояснил он.

Как поведал собеседник, и в былые времена, и сейчас карты помогают своими молитвами лечить людей от недугов. «Но шаманства у нас нет, — подчеркнул В.Мамаев. – Мы не творим заговоры, лишь просим милости у Ош Кугу Юмо. В быту бывает, что женщина хочет приворожить к себе мужчину, или человек хочет наслать на другого человека нечто плохое – карт сразу отказывает в такой просьбе. К нам надо приходить только с хорошими просьбами».

Любопытную деталь сообщила мне ставшая гидом на этом молении марийская девушка: оказывается, карты в общении – чрезвычайно живые и остроумные люди, их речь полна шуток, метких выражений, которые не всегда понятны обычным людям. Это пробудило у автора заметок воспоминания об аналогичных моментах в других религиях, например, среднеазиатском суфизме, парадоксальных изречениях даосских и синтоистских мудрецов. Возможно, такое специфическое общение является проявлением некоей специальной техники наведения подготовленных адептов веры на нужные мысли?..

Фактически, у марийцев существует чрезвычайно разработанная религиозно-мифологическая система, которую нельзя сводить к стандартно понимаемому политеизму. А факты включения в орбиту МТР богов других религий свидетельствуют о мощи традиционной веры марийцев, выступающих в этом наравне с миллиардом индуистов, а также сотнями миллионов даосистов и синтоистов Китая и Японии.

Моление

На моление люди съезжаются издалека. Мое внимание привлек старенький «москвич», на котором приехал из села Тоншаево – центра одноименного района Нижегородской области – лидер тамошних марийцев Юрий Юсупов. Сзади на машине красовалась надпись на марийском языке, в переводе на русский получилось следующее: «Быть марийцем — значит молиться Юмо в Священной Роще!».

Патриотический лозунг марийца из Тоншаево

Между тем пришедшие на моление отправлялись в соседний лесок и несли оттуда охапки еловых веток. Оказалось, во время молитвы надо вставать на колени, а в зимних условиях лучше подложить под колени лапник. Пришлось и мне запастись пучком колючих веток.

Неожиданно народ быстро сгруппировался около помостов с приношениями, люди опустились на колени, карты вышли вперед, выполняя роль посредников между земным миром людей и небесным миром богов. Раздались приятные, немного печальные звуки кÿсле — традиционного струнного марийского инструмента, напоминающего карельско-финское кантеле. Карты читали молитвы: верховный карт Александр Таныгин громким речитативом повторял несколько фраз, у другого помоста разные карты обращались к богу по-своему. Периодически люди кланялись, снимая с головы шапки. Примерно через 20-25 минут чтение молитв закончилось, и верующие стали разбирать освященные хлебы, после чего отправились к кострам, где им наливали полные миски жирного наваристого бульона с кусками мяса сосредоточенные мужики. Чуть погодя поспела каша. Буквально через пять минут вся роща покрылась усевшимися на землю вкушающими людьми. Все оказалось достаточно вкусным, удалось даже попробовать марийского кваса – чем-то он напомнил густой коми сур, только без градусов.

Верховный карт Александр Таныгин, подняв лицо вверх, читает молитву

Оставшиеся в процессе готовки кости и внутренности животных и птиц, перья гусей, весь мусор отправили в огонь, куда подложили дополнительно дрова. По словам картов, души птиц отправляются на небеса, туда же устремляется дым от сжигаемой плоти – они воссоединяются на небе, где предстают перед богами.

Религия марийцев – экологически чистая

По завершении трапезы верующие вставали, подходили по очереди к картам, благодарили их за проведенную церемонию и молитвы, направленные на решение их проблем. Пожал и я руку одному из картов, думая, что на этом все закончилось, однако меня неожиданно дернул за локоть Вячеслав Мамаев и подвел к жрецу, который раздавал по каким-то одному ему понятным признакам освященные платки подходящим людям. «Жена, дочка есть?» — неожиданно четко по-русски спросил Вячеслав. На мой кивок головы он произнес коллеге фразу на марийском, и тот отобрал и вручил мне дары. «Если что-то болеть будет, например, голова – пусть наденет платок и боль пройдет», — пояснил карт.

Каша оказалась потрясающе вкусной

Путь домой

После моления, порядком замерзнув, мы устремились на машине в Йошкар-Олу. «Форд» тут же сел брюхом на разбитой колее и только помощь заранее пригнанного трактора позволила нам выбраться на твердую дорогу. Вероятно, не бывает веры без испытаний, хотя эти приключения нельзя считать серьезными, подумал при этом автор заметок. «Тебе надо было перед молением настроиться на особую волну мысли, чтобы почувствовать эффект», — задумчиво посоветовал на будущее йошкаролинский друг. Пожалуй, никакого особого эффекта я не почувствовал, но я не мариец и даже не житель Марий Эл, с детства знакомый с различными элементами МТР. Однако все произошедшее оставило в глубине души какое-то хорошее чувство: если есть у народа вера, которая соединяет нынешних людей с поколениями отцов и дедов, значит, есть и будущее. Духовная опора помогла марийцам пережить самые суровые испытания последних пятисот лет истории – поможет и в дальнейшем. На молении было много молодежи – парней, девушек, молодых женщин и мужиков, были и дети, хотя по случаю холодной погоды их было не так много, как обычно. Карты уверены, что Марий Юмын йÿла – религия будущего, не зря ряды ее сторонников растут, в том числе за счет немарийцев. Пожелаем и мы успехов и благополучия скромному и упорному марийскому народу!

Юрий Попов

Источник: КомиОнлайн

4 комментария

Filed under Статьи, видео

4 responses to “Марийцы провели Всеобщее моление (ФОТО, ВИДЕО)

  1. Мишель

    Ковам ойла ыле: кумалтышым йышт ыштыман, чылашлан ончыкташ огеш лий — юмет сырен колта.

  2. инородец

    Еш кумалтышым йыштак эртарен кертат, но тÿня кумалтышым нигузе йышт эртарен от керт.

  3. alex

    Огыт кыре гын молан йышт ыштыман?

  4. Эрыкан

    Коватше совет жапыште иленыс, тунамже чынак йышт эртареннас. Йошкар погонан-влак подым кумыктылыныт… Да мом ойлаш? Илин кечын вуй саваш шÿгарлаш мияш ок лий ыле да… Эре лÿдыктенак шогеда. Изишат эрыкан шÿлаш ынде пу.

Добавить комментарий для инородецОтменить ответ