Мечтал о Суриковском, а попал во ВГИК
Главный художник театра имени М.Шкетана Сергей Таныгин еще и художник кино.
– Когда же зародилась мечта стать художником кино?
– Не было ее. Сначала учился в школе-интернате № 1 для одаренных детей, бегал к брату в художественное училище. Потом сам там учился и с первого курса мечтал поступить в Суриковское, о том, как я поеду в Москву. Приехал, но опоздал сдать документы. А земляк Валера Чеботкин (ныне известный художник – Авт.), у которого я остановился в общежитии, сказал: “Попробуй во ВГИК, там на неделю позднее сдают экзамены”.
– И сразу поступил?
– Точно. По всем спецдисциплинам получил высшие баллы. Наверное, потому, что все волновались, а я не переживал и еще держал в голове мысль о Суриковском училище. А потом увлекся, втянулся. Такие интересные ребята окружали меня: режиссеры, актеры, операторы, сценаристы. На “картошку” вместе ездили…
– … Студенты-“киношники”, творческая элита, занимались таким обычным делом?
– Было… Как и то, что поступали мы во Всесоюзный институт кинематографии, а выпускались из Всероссийского. С практикой не повезло (вдруг все перестали снимать кино), и уже не распределяли нас. А так бы вместо Йошкар-Олы я уехал на три года в Свердловскую киностудию.
– Сергей, учителями можете похвастаться?
– Учился у Михаила Богданова и Геннадия Мясникова. Они художники-постановщики известных фильмов: “Война и мир”, “Гусарская баллада”, “Приключения итальянцев в России”.
– О чем-то сожалеете?
– На втором курсе на каникулах у меня была возможность поработать у Андрея Кончаловского. Он снимал “Курочку Рябу”. Тогда меня очень сильно тянуло домой, отказался от предложения, уехал.
– Но ведь и приятные воспоминания есть!..
– Конечно. Был художником на клипе у Владимира Преснякова. Для его шестиминутной песни “Замок из дождя” строили декорации в Одессе, проводили натурные съемки во дворцах. С огромным удовольствием работал в команде Оксаны Бычковой, снимали полноценное, полнометражное кино – “Питер FM”. На площадке находились и днем, и ночью. Узнал всю “кухню”. В этом фильме я даже “засветился” в эпизодах восемь раз, милиционера сыграл. Режиссер щедро снимала на память всю рабочую группу. Даже моя жена, приезжавшая ко мне в гости, попала в кадр.
– Кстати, о жене…
– Женился на актрисе Светлане Кельдышевой. По образованию она еще и режиссер-педагог. Светлана – мой первый критик, советчик, друг. Если путешествуем, то вместе. Она меня понимает и терпит, когда работаю не в мастерской, а дома.
– Стало быть, для души тоже пишете?
– Стараюсь все делать с душой: пишу ли картину, думаю ли над сценографией спектакля, делаю ли раскадровку к фильму. А что касается живописи, то древнее марийское искусство, вышивка, символы, в которых закодировано мировоззрение народа, понятия, связанные с верой, космосом, – все это мне более интересно, ближе. Всегда участвую в выставках финно-угорских художников.
– В республике так мало художников, с интересом и отдачей работающих для театра. Вы не сбежите в столицу или Санкт-Петербург?
– Зарекаться сложно. Хотя недавно меня звали в Москву преподавать рисунок и живопись. Я остался в Йошкар-Оле, в театре. Здесь у меня тоже интересная работа, друзья, здесь – родина.
Беседу вела
Галина Кныш-Ковешникова
Источник: Марийская правда