Слово об угро-финне бедном

На фестивале финно-угорского юмара в Мордовии…Чтоб вонзить европейскую сталь прямо в сердце Московии –
В азиатское сердце проклятой Московской Орды!
Юрий Нестеренко «Московия»

В проекте Конституции скоропостижно повешенного Николаем «Палкиным» I декабриста Павла Пестеля среди прочего есть замечательные, трогательные слова о российских угро-финнах «…мало обращено было внимания на действительное Положение сих маленьких Народов и от того они под тягостным угнетением местных начальств находятся и продолжают коснеть в Нищете и Невежестве» (орфография как в оригинале).

Думается, Пестель, а был он, в отличие от умеренного и либерального соратника Муравьева, довольно радикальным русским националистом, несколько сгустил краски применительно к угро-финнам. В «Нищете и Невежестве» коснели тогда не только они. Но в целом он прав — представителям разнообразных угро-финских народностей всегда приходилось ой как не сладко на территории России.

А ведь когда-то они заселяли ее чуть ли не всю. В Рязанской области сохранилось множество чисто угро-финских географических названий. Мурмино, например. На большинстве картин художника Виктора Иванова, чей музей расположен на Первомайском проспекте в Рязани, преобладают характерный для рязанского села угро-финский тип лица.

Через всю Россию тянется цепочка угро-финских республик: Карелия, Мордовия, Чувашия, Марий Эл… При желании можно представить себе, как разнообразные карелы, мордва и чуваши взбунтуются и вспорют брюхо «федерации» этаким изогнутым клинком угро-финского сепаратизма, как могучий герой «Калевалы» Вяйнямейнен… Впрочем, я, кажется, замечтался и подставляюсь сразу под несколько статей «экстремистского» и всякого другого законодательства.

А бунтовать им есть из-за чего. И дело не только в разрушении традиционной культуры и уклада жизни. Произошло это во время давней индустриализации и урбанизации в СССР, и ударило это по всем этносам России, да и вообще — это глобальная тенденция.

Жизнь в современной России — один сплошной стресс. А для угро-финского, северного темперамента это буквально смерти подобно. Россия официально занимает второе (после Эстонии), а неофициально — первое место по самоубийствам в мире. А среди угро-финнов уровень суицидов всегда был особенно высок. Эстонцы — угро-финны. А в России, стране-чемпионе по суицидам есть даже не регион, а район-чемпион по самоубийствам. Это Ижемский район в угро-финской республике Марий Эл. Уровень самоубийств там зашкаливает за все возможные пределы, особенно среди молодежи. В одном 2007 году, за короткий срок, что-то в районе одного-двух месяцев там наложили на себя руки пять человек в возрасте от 14 до 17 лет, причем все они были из благополучных в материальном отношении семей.

Всевозможные эксперты бились над ижемским феноменом, искали генетические, социальные, даже климатические (пасмурная погода, как известно, усиливает депрессию) и культурные объяснения происходящему в этом «проклятом» месте. Ни к чему определенному специалисты так и не пришли, кроме констатации факта, что угро-финны в очередной раз подтвердили свою репутацию самого «самоубийственного» этноса. В Ижемском районе вообще специфическая этническая ситуация — там вместе живут угро-финны, русские и представителей местных северных национальностей.

Лично меня заинтересовала именно культурологическая версия происходящего в Ижемском районе. Согласно ей, и для традиционной угро-финской культуры и для традиционного мировосприятия и воспитания северных «самоедов» характерен своего рода «языческий позитивизм». Традиционный уклад и образ жизни охотника-собирателя в принципе не предусматривал непредвиденных, тем более негативных, стрессовых жизненных событий. Мальчик рождался, рос, проходил инициаицию, становился охотником, через какое-то время следовала новая инициация, переход на следующую ступеньку охотничьей иерархии, создание семьи и далее, до самой смерти. Вся жизнь была расписана наперед, ничего неожиданного, тем более — плохого, не предусматривалось. Это тип культуры и отношения к жизни, который категорически не совместим с быстрыми ритмами, неопределенностью и непредсказуемостью будущего в современном мире. Образ жизни и традиционная культура отмирают, но культурные концепты — вещь очень глубокая, выработанная веками и не успевает за стремительными изменениями обстоятельств. Ну и плюс угро-финская интровертность — держит все в себе, держит, а потом взял и повесился.

Они интроверты. Они по характеру своему — северные европейцы. Несладко, непросто было угро-финнам и в «железном» XX веке и в безумии века XXI, с его терроризмом, кризисами, бьющей по мозгам, глазам и нервам рекламой и прочими достижениями цивилизации. А тем более в современной России, где зверообразные гопники, наглые «правоохранители» с повадками шакалов и темпераментные, холерические гости из южных краев, орущие в уши на базарах.

Только и осталось представителям этого некогда могучего этноса, заселявшего когда-то практически все пространство северной Евразии, последнее прибежище — «титульное» государство, надежно сберегаемая под крылом Евросоюза и НАТО Финляндия, в далеком 1939-м году не позволившая пожрать себя сталинской «мегамашине».

Нельзя упрекнуть Советскую власть, что она не поддерживала тлеющий огонек угро-финской культуры. Поддерживала. А вот власть путинско-медведевская вдруг узрела в этих очевидно безобидных людях самый что ни на есть подрывной элемент. И против мордовской газеты «Эрзянь Мастор» возбуждено дело по 282-й, «экстремистской» статье УК.

Мне приходилось общаться с рядом деятелей угро-финских этнических общественных объединений, которые прикладывают усилия к тому, чтобы хотя бы затормозить вымирание и ассимиляцию своих соплеменников. Некоторые из них от отчаяния и ожесточенности выдвигают совсем уж эпатажно-радикальные проекты, например, ввести в России латинский алфавит.

Гуляя по красивейшей набережной Онеги в Петрозаводске, я разглядывал разнообразные скульптуры, привезенные туда из многочисленных городов-побратимов, и удивлялся, как выгодно эти непохожие друг на друга, оригинальные работы на языческие, христианские и чисто карельские темы отличаются от каменных мужиков на конях, понатыканных в городе Р. Может быть, и Рязань производила бы более благоприятное впечатление, если бы не был до такой степени вытравлен угро-финский элемент…

И вспоминал я двух своих хороших рязанских знакомых, достойных представителей этого славного этноса. Телеоператор Валерий Карпушкин — кладезь юмора и жизнелюбия, совершенно не соответствующий распространенному представлению об угро-финнах как о мрачноватых, тугодумных интровертах. И Николай Потапов, возможно, лучший в Рязани тележурналист.

И в Карельской деревне, в Кандапожском районе, любуясь на темно-зеленые, прекрасные карельские леса, купаясь в местном озере (Мунозеро назывется) я думал о нелегкой суде угро-финского этноса, который губит и вымаривает извечный российский централизм. Он бьет по всем, но по карелам, пермякам, чувашам, мордвинам и удмуртам он бьет особенно больно. На ум приходили строчки красивого и яростного стихотворения Юрия Нестеренко:

Серость в мыслях и лицах, наследственное косоглазие
Да сутулые спины, безропотно ждущие плеть,
Сквозь лохмотья Европы бесстыдно таращится Азия

<..>

Нет, Московия — вовсе не Русь, это лишь территория,

Где кремлевские ханы держали народы в плену.

Антон Семикин

Источник: Наша Рязань

12 комментариев

Filed under Статьи

12 responses to “Слово об угро-финне бедном

  1. Eesti mari

    >Россия официально занимает второе (после Эстонии), а неофициально — первое место по самоубийствам в мире.

    Эстония никогда по самоубийствам не была на первом месте, Венгрия да. В 2005 г. на первом месте была Литва, на 2 — Россия, Эстония на 9:
    http://upload.wikimedia.org/wikipedia/et/2/22/Suremus_suitsiididesse_Euroopas.JPG

    >о нелегкой суде угро-финского этноса, который губит и вымаривает извечный российский централизм. Он бьет по всем, но по карелам, пермякам, чувашам

    чуваши — не финно-угры, а тюрки

    Вообще я не понял что хотел сказать автор, который понятия не имеет о финно-уграх…

  2. мари эл мари

    марий элыште ижемский район уке. афтарлан аярым подылман, да пырдыжым саҥгажден шелман)))))))))))

  3. Жорик

    Простите автору мелкие ошибки — он схватил СУТЬ.

    P.S. Это вирьял то не финно-угры? Такие же мари, только говорят на другом языке.

  4. Гунтя

    Нет, Московия — вовсе не Русь, это лишь территория,

    Где кремлевские ханы держали народы в плену.
    ——

    Правильно автор заметил суть. Многим Расей видится не как страна — это просто силой и ненавистью объединенная территория. Вот и ждут все конца этой империи зла — от карела и вепса до бурята и эвенка.
    (Чуваши по языку тюрки, но по природе финоугры. Ленин был чувашом. Хотя у него вроде больше черт татарских чем фу-ких.)

  5. мари эл мари

    пепец. не вы, гунтявые, россию собирали, не вам её и разваливать, как бы вам этого не хотелось. разваливайте лучше Евросоюз, гыгыгы

    • Cherimis

      Да я помню, что при «собирании» марийцев в Россию была уничтожена половина марийской нации….

    • Жорик

      И мари на 4 столетия лишились всякой автономии, подверглись насильственной христианизации вплоть до убийства картов, забривались в имперскую армию, воевать неизвестно за что. А потом репрессии в 30 ых годах и русификация, которая продолжается и сейчас.
      Конечно, это не пепец. Это забота Москвы о марийцах

  6. Гунтя

    пепец. не вы, гунтявые, россию собирали, не вам её и разваливать,

    Уж разваливать эту империю есть кому — начиная товарищем ПВВ и его партией и кончая фсб и рпц. Лучше команды не придумаешь.

  7. Sarmat

    Ижемский район насколько мне известно находится в Коми …

  8. Muroma

    Да дали какому-то идиоту заказ на статью об угрофиннах, он с пьяни че-то набросл, факты проверить ему было лень… О чем спорите, наивные угрофинны?

  9. Жорик

    Muroma, сможешь ответить за свои слова, что статья заказная? Доказывай

  10. Вачис

    Ой, Юмо сакле. МариУверыште адак финиугорский нашествий.

Добавить комментарий для мари эл мариОтменить ответ