Финны выступили в защиту марийцев и против Чебоксарской ГЭС

В поддержку марийской культуры и языка, против Чебоксарской ГЭС

Горные марийцы. Поднятие уровня Чебоксарской ГЭС может нанести серъезный урон этой небольшой этнической группеОфициально зарегистрированная организация литераторов и работников искусства ”Кийла” (Клин) выступает против решения правительства РФ и президента Дмитрия Медведева о планировании поднятия уровня Чебоксарской ГЭС.  В плане поднятие уровня реки Волги от нынешнего уровня 63 метров до 68 метров, в результате чего в Республиках Марий Эл, Чувашия и Нижегородской области окажется под водой 165 000 га земли. Понятие уровня воды приведет к социальной, экологической и экономической катастрофе. Расселение тысяч людей в другие районы также приведет к потере культурных ценностей. Данный проект представляет особую угрозу нашему родственноязычному народу – горным мари.

Значительная часть горных мари живет в правобережном Горномарийском районе Марий Эл, они также проживают в левобережной части Волги, в Килемарском районе и по Ветлуге. Горные мари являются также коренным народом севера Нижегородской области, к сожалению, там на родном языке говорит только старшее поколение. Ни в одной школе данной области горномарийский язык не преподается. Говорящих на горномарийском языке чуть более 30 000. Он является одним из трех государственных языков Марий Эл. Республика Марий Эл находится примерно в 800 км восточнее Москвы. В Марий Эл ок. 728 000 жителей, 43% составляют марийцы. 80% мари владеет родным языком. Общее количество мари по РФ достигает до 605 000.

Третья часть территорий горных мари осталась под водой в результате пуска в эксплуатацию Чебоксарской ГЭС в 1980 году. Из зоны затопления было эвакуировано ок.  8000 жителей, большинство из которых были горные мари, многие из них переехали в другие регионы страны.

Против настоящего плана поднятия уровня Волги до отметки 68 метров выступают различные группы граждан в Марий Эл, Чувашии и Нижегородской области. Наиболее активно против данного проекта выступает нижегородская экологическая организация ”Дронт”. Также представители православной церкви против проекта. Руководство Нижегородской епархии предупреждает, что поднятие уровня воды уничтожит ”один из значительных культурно-исторических памятников” региона — Макарьевский монастырь.

Республика Марий Эл получила известность из-за дискриминации в своей Республике коренного титульного народа. Политическая дискриминация в Марий Эл началась еще в 2001 году после вступления на пост президента Республики Леонида Маркелова. Владимир Путин наградил Маркелова ”Орденом Дружбы Народов” и за время правления Маркелова были избиты или убиты десятки журналистов, национальных активистов и представителей оппозиции, критиковавших его. Сужается сфера влияния марийской культуры и уменьшается преподавание марийского языка. Марийскоязычные малокомплектные сельские школы закрываются, а в больших школах марийский язык преподается недостаточно. За счет госбюджета на горномарийском языке публикуется мизерное количество книг. Особенно плохая ситуация наблюдается с выпуском детских книг и литературы. За последние десять лет на горномарийском языке было выпущено только две детские книги, которые можно причислить к разряду детская литература.

Пример курдов юго-восточной Турции показывает, что строительство гигантских гидростанций приводит к уничтожению сел и городов, эвакуации тысяч людей, что можно отнести к форме пассивного геноцида народа. Народ, оторванный от корней и традиционного уклада жизни, может потерять свою самобытность. Договор ООН от 1948 года “О предотвращении геноцида” строго запрещает “преднамеренное ухудшение уклада жизни какой-либо группы (народа), что может привести к частичному или полному физическому его исчезновению”.

Обращаемся к президенту Российской Федерации Д. Медведеву, к Министерству Водного транспорта РФ и руководству “Росэнерго” приостановить планирование по поднятию уровня Чебоксарской ГЭС.

Вилле Роппонен,
зарегистрированное объединение писателей и работников искусства “Кийла” (ville.ropponen(a)gmail.com)

Перевод обращения на русский и фотографию предоставил Валерий Аликов

Оригинал обращения на финском и сбор подписей здесь >>

49 комментариев

Filed under Сообщения

49 responses to “Финны выступили в защиту марийцев и против Чебоксарской ГЭС

  1. Tsikma

    Перевод терминов:
    Etunimi — Имя*,

    Sukunimi – Фамилия*,

    Paikkakunta – Место жительства*,

    Ammatti – профессия,

    Sähköpostiosoite — адрес e-mail *,

    Sähköpostiosoitteen näkyvyys – Хотите ли, чтобы ваш e-mail был виден?
    Здесь открываются 3 форточки и вы смело можете нажимать на среднюю, что значит Ваш e-mail адрес зарегистрируется, но не будет его видно.

    Saako nimesi julkistaa netissä? – хотите ли, чтобы Ваше имя было видно?
    Kyllä – Да
    Ei — Нет

    Allekirjoita adressi – Подпиши обращение.

    Графа, где есть * заполняется обязательно, кроме хотите ли, чтобы ваш e-mail был виден.

    И последнее, после того как Ваше имя будет зарегистрировано, вы получите об этом извещение по e-mail.

  2. Опанас

    Горные марийцы – это уникальная этническая группа народа мари со своей богатейшей культурой и языком. Горномарийский язык по конституции Марий Эл даже на первом месте среди государственных языков. А что реально делается для поддержки этого языка в РМЭ? Вы видели вывески на горномарийском в местах их компактного проживания? Как много на горномарийском ТВ, радио передач? Вообще всего горномарийского в Козьмодемянске? Да фактически нет ничего, кроме позорного минимума! К тому же еще им грозит еще более ужасное вынужденное переселение из родных мест, если поднимут уровень Чебоксарской ГЭС.

  3. vasilek

    тыгак курыкмарий ÿдырвлак пашалан пеш виян улыт.

  4. Гунтя

    Горномарийский язык по конституции Марий Эл даже на первом месте среди государственных языков.

    В этом царстве «конституция» имеет гораздо меньше цену, чем грубая туалетная бумага 70-ых годов. Раньше ее просто не было.

  5. http://www.kasparov.ru/material.php?id=4A9BC0B9DB753
    Пассивный геноцид
    Финская интеллигенция выступила против подъема воды на Чебоксарской ГЭС

    • Аноним

      А это не тот ли самый Каспаров — человек с непонятной идеологий, вечно что-то критикующий и часто ездящий на поклон в штаты. Да, я согласен с вами — сам против подобного беспредела (против чебоксарской гэс)- но делать ссылку на страничку оранжиста, главная цель которого просто «пошуметь и поорать»? Нет, это мне не понятно. Он же (и другие его прихвостени) не от чистого сердца ратуют, не от души, ему на всё пофиг — он просто болтает и деньги зарабатывает («шакалит у чужих посольств»). Не авторитетная ссылка…

  6. Window on Eurasia: Finnish Intellectuals Circulating Petition against Moscow Plan to Flood Mari Lands
    Paul Goble
    http://windowoneurasia.blogspot.com/2009/09/window-on-eurasia-finnish-intellectuals.html

  7. http://www.epl.ee/artikkel/477224

    Venemaa plaanib maride põlised asualad veega üle ujutada

  8. http://kavkaz.tv/russ/content/2009/09/06/67857.shtml

    ФИННО-УГОРИЯ. Русские усилили геноцид марийцев

    • Аноним

      Но тут ещё чище!!! Сылка на страничку отморозков. Сылка на страничку, с которой кричат «аллах акбар!» и призывают убивать всех неверных, всех немусульман. А это как понимать??? Сколько крови пролито было, нашим парням головы бензопилой пилили, слёзы матерей проливались. Они шакалы и твари, мы им в х.. не упёрлись. Они же нам не авторитет, зачем ссылку на них делать??? Будте адекватными, это же не по людски!

  9. http://www.yle.fi/ulkomailla/index.php?1912

    Узы дружбы 5.9.2009
    Гость в студии – горномарийский писатель, поэт, критик, переводчик Валерий Аликов.
    Прослушать передачу >>

    Узы дружбы 29.8.2009
    Старейшая финская организация писателей и художников Kiila ry. обращается к президенту РФ Дмитрию Медведеву: остановите проект строительства новой ГЭС на Волге! Под угрозой культура и язык горных марийцев.
    Прослушать передачу >>

  10. Вачис

    «Официально зарегистрированная организация литераторов и работников искусства ”Кийла” (Клин) выступает против решения правительства РФ и президента Дмитрия Медведева о планировании поднятия уровня Чебоксарской ГЭС».

    К сожалению, это обращение является частным, а не официальным. К Медеведеву может обратиться МИД или Президент Финляндии. Но она (вроде президент Финляндии женщина) боится рассердить спящего медведя в берлоге или вдруг Матвиенко перестанет приглашать ее на водку и сало с черным хлебом, или вдруг над Финляндией, как над прибалтами, начнут летать пьяные МИГари и СУшки и разбрасываться пустыми бутылками и окурками по экологически чистой территории Финляндии. Короче, это обращение -чистейшая показуха на радость Опансу и Гунти.

  11. Tsikma

    Shälä! Tak skazal gospodin Medwedew w internet-staxe «Rossiq, wpered!»

    В любом случае мы будем внимательны к своей истории, будем ее уважать. Уважать прежде всего роль нашей страны в поддержании сбалансированного мирового порядка на протяжении многих веков. Россия всегда, на всех этапах своего становления стремилась к достижению более справедливого мироустройства.

    Не раз именно Россия оказывала покровительство малым народам, столкнувшимся с угрозой порабощения или даже уничтожения. Так было и совсем недавно, когда режим Саакашвили совершил преступное нападение на Южную Осетию. Не раз разрушала авантюристические планы претендентов на мировое господство. Россия дважды выступала в авангарде великих коалиций: в XIX веке — остановившей Наполеона, в XX — разгромившей нацистов. И в военное, и в мирное время, если справедливое дело требовало решительных действий, наш народ приходил на помощь. Россия всегда была верным союзником на войне и честным партнером в экономических и дипломатических делах…

    Я приглашаю всех, кто разделяет мои убеждения, к сотрудничеству. Приглашаю к сотрудничеству и тех, кто не согласен со мной, но искренне желает перемен к лучшему. Нашей работе будут пытаться мешать. Влиятельные группы продажных чиновников и ничего не предпринимающих «предпринимателей». Они хорошо устроились. У них «все есть». Их все устраивает. Они собираются до скончания века выжимать доходы из остатков советской промышленности и разбазаривать природные богатства, принадлежащие всем нам. Они не создают ничего нового, не хотят развития и боятся его. Но будущее принадлежит не им. Оно принадлежит нам. Таких, как мы, абсолютное большинство. Мы будем действовать. Терпеливо, прагматично, последовательно, взвешенно. Действовать прямо сейчас. Действовать завтра и послезавтра. Мы преодолеем кризис, отсталость, коррупцию. Создадим новую Россию. Россия, вперед!»

  12. http://areena.yle.fi/audio/411587
    Ajantasa: YLE Radiouutiset 10.09.2009

  13. Tsikma

    Шäлä! Немного из истории, какие последствия были после пуска Рыбинской ГЭС:

    Затопление
    В сентябре 1935 было принято постановление Правительства СССР о начале строительства Рыбинского и Угличского гидроузлов. По первоначальному проекту подпорный уровень (высота зеркала воды над уровнем моря) Рыбинского водохранилища должен был составлять 98 м. 1 января 1937 эта цифра была изменена на 102 м, что увеличивало количество затапливаемых земель почти вдвое. Город Молога лежал на отметке 94 м над уровнем моря, и именно эти 4 метра стоили ему жизни. После сооружения Рыбинской ГЭС и водохранилища, территория города затоплена, жители были переселены в основном в Рыбинск.

    Сотни мологжан отказались переселяться и предпочли погибнуть в родном городе. Согласно рапорту лейтенанта Склярова майору Журину 294 жителя Мологи добровольно ушли из жизни, приковав себя цепями или запершись в домах.[20]

    [править] После затопления
    Уровень водохранилища колеблется, и приблизительно раз в два года Молога показывается из воды. Обнажаются мощение улиц, фундаменты домов, кладбище с надгробиями[21].

    Долгие годы тема затопленного города Мологи была запретной. О Мологе не писали средства массовой информации, переселенцы-мологжане тоже вынуждены были молчать[20]. Первые сохранившиеся фотографии встреч мологжан относятся к 1960-м годам.

    С этого времени каждую вторую субботу августа мологжане собирались в Рыбинске, чтобы отметить память своего погибшего города. Но даже в эти годы собираться приходилось вдали от родной земли — под Ленинградом. Только в июле 1972 года состоялась их первая встреча в Рыбинске. Вслух заговорили о Мологе только во второй половине 1980-х. Прошла серия статей, встречи публичными и переместились на Ярославскую землю. Теперь мологжане собираются в Рыбинске, чтобы символически «вернуться к родным берегам».

    В 1992—1993 годах, когда уровень Рыбинского моря понизился более чем на 1,5 метра, обнажив мостовые, улицы города, контуры фундаментов, кованые решётки, могильные плиты на кладбище. Прежде чем город-призрак вновь погрузился под воду, краеведам удалось собрать исторические реликвии для будущего музея Мологи, снять любительский фильм. Участники экспедиции высадились из катера прямо на торговую площадь, обошли почти все островки городской территории, протянувшейся когда-то на 4 километра над рекой Мологой. В фильме звучат голоса людей, вернувшихся в свой город, узнающих белые ступени гимназии, ограду Афанасьевского женского монастыря, мощёную дорогу на кладбище, читающих имена на надгробных плитах…

    В наше время в Рыбинске создан Музей Мологского края.

    По инициативе мологжан в июне 2003 года Администрацией Ярославской области был организован Круглый стол «Проблемы Мологского края и пути их решения». В своём выступлении академик В. И. Лукьяненко впервые выдвинул идею создания Национального парка «Молога» в память о затопленном городе.[22]

  14. Internationalist

    Ух ты, какой флуд поднялся.
    Как будто до обращения этих непонятных финнов проблемы не было.
    Поглядите, как оперативно среагировал г-н Пол Гобл, американский «кочующий резидент». Какие-то кавказские сайты, короче, вся антикремлевская группа.

    IMHO, после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС Чебоксарский проект будет если не похоронен, то отложен в долгий-предолгий ящик. Так что весь этот шум про ГЭС (и «геноцид») — еще один удачно выбранный повод для затухшей было информационной войны.

    • Sdft

      Может люди просто действительно беспокоятся за родственный народ? Многие прекрасно знают финно-угров, связанны родственными узами с Россией, есть этнические горные марийцы. Я тоже подписался под заявлением. Финны очень часто в связи с экологическими и национальными проблемами (с саамами например) выступают и против своего государства. И саамов они сумели защитить, поскольку финское государство не искало за подобными заявлениями врагов. А твоя, как в целом и властей России, советско-кгбшная психология сразу начинает искать врагов за подобными заявлениями. А может просто стоит вникнуть в суть обращения и попытаться решить проблему? Понимаю тебе и властям это сложно, вы всегда считали себя за пуп земли, самыми умными и правыми, а простые граждане – это тупое быдло, а те кто за бугор перебрался – это вообще враги и «буржуазные националисты».

      • Internationalist

        Was? Про Юлейсрадио я еще могу понять… Но что отставной ЦРУшник Пол Гобл и чеченские эмигранты «беспокоятся за родственный народ»?! Не смешите, эти ребята просто используют вас.
        Я не ищу врагов, а просто наблюдаю за тем, как проявляется принцип qui prodest — «кому выгодно». Это не «советско-кгбшная психология»:-) , это еще римлянами сказано.

      • tymai

        А почему за язык и культуру воюют другие,
        где Минкультуры , Центр марийской культуры
        Или им похрен до народа????

  15. Sdft

    Любой опубликованный текст, даже с kremlin.ru, можно интерпретировать как угодно и направить против кого угодно. Первоисточник текста не ответственен за интерпретацию. А ты намекаешь на то, что за текстом стоит ЦРУ и чеченские боевики. Это просто оскорбительно как для авторов, так и для подписавших, многие из которых просто действительно беспокоятся за судьбу (горных) марийцев.

    • Internationalist

      Sdft, как раз первоисточник я и не трогаю, можете перечитать мои посты внимательнее. И никаких намеков на АВТОРСТВО Гобла/чеченцев у меня нет.
      Я не намекаю, а пишу открыто, что благородную, в общем-то, идею привлечения внимания к экологической и социально-культурной проблеме ИСПОЛЬЗУЮТ (или интерпретируют, Вашими словами) в своих интересах люди, весьма далекие от финно-угорских дел.
      Тем, кто «действительно беспокоится за судьбу (горных) марийцев», должно быть неловко за информационную «поддержку», которую этой инициативе оказывают отморозки с «Кавказ-центра». Вот уж точно медвежья услуга.

  16. Sdft

    Исходя из твоей логики тогда вообще не надо поднимать проблемные вопросы в России. Обязательно найдутся силы, которые используют это против России…

  17. Tsikma

    Шäлä! Лично думаю хорошо, что финны выступили с обращением к Президенту РФ Д. Медведеву о приостановлении планирования подъема воды на Чебоксарской ГЭС. Сами горные марийцы против подъема воды с самого начала строительства ГЭС. Знаем, что в советское время протестовать никто не мог, но на данный момент горные мари собрали около 8000 подписей против данного проекта и они переданы в районную администрацию. 8000 подписей — это очень высокий процент для маленького народа, численность которого не более 50 000. Народ сказал свое мнение – народ против поднятия уровня воды Волги. Но как среагируют государственные мужи на мнение народа? Сами горные мари составляют ок. 87% населения района. Поймут ли московские чиновники, что у горных марийцев больше нет других исторических и исконных земель, поймут ли лица, решающие для них, казалось бы, маленький вопрос, для горных марийцев может быть фатальным? Новые эвакуации и затопление активноиспользуемых земель, приведут к сокращению носителей языка и естественно, к этнолингвистической катастрофе, не будет культуры, не будет языка – так с карты народов РФ исчезнет еще один народ, его язык, его культура. Этого ли преднамеренно хотят ратующие за подъем воды на Волге? Кроме горномарийского вопроса, с данным проектом связаны масса других проблем. На данном сайте идут дебаты, касающиеся только горных мари, их культуры и языка, но кроме них под угрозой находится культура русских в Марий Эл и Нижегородской области. Думаю, прежде чем вынести последний вердикт этому проекту, нужно сделать самые глубокие, всесторонние, аккуратные, честные, достоверные не кабинетно-ресторанные, а полевые исследования. Насчет Пола Гобла. По-моему он дал всего лишь информацию на английском и не более. Это же не он создал данную проблему. И не нужно также винить самих горных мари, что они, выступая против поднятия уровня воды Волги, собирают подписи и хотят сохранить свой язык и культуру. Это их последний шанс, таким образом они хотят показать свой протест. Не такой ли метод применяется в цивилизованных государствах? Было бы хорошо, если Internationalist напишет о проблемах горных мари в какой-нибудь нижегородской областной или же даже в центральной газете. Глядишь, люди побольше узнают о бедственном положении горных мари. Для размышления читателю: на дворе осень 2009 года и на горномарийском языке в этом году выпущена 1 книга. После этой цифры можно было бы поставить множество восклицательных знаков. Как же можно развивать литературу и язык народа, выпуская в год по одной книге? Кто услышит голос маленького народа? Принято ли в новой России прислушиваться к голосу малого народа?

  18. Tsikma

    P.S. А в Саранске на этой неделе начнет работу съезд финно-угорских народов РФ. Говорят там будет хороший праздник.

    • tymai

      Ну да, приедут поговорят где и как провел отпуска, попьют водочку «Мордовия» и разъедутся

  19. Tsikma

    Шäлä! Примером отстаивания своих интересов на права пользования недрами и исконными землями для горных мари могут послужить практика и опыты северных народов.

    Российская академия наук и Канада напомнили нефтяным компаниям о правах северных народов на природные ресурсы
    17.09.2009, 15:01 (Новости)

    Вопросам права северных народов России и Канады на природные ресурсы, на участие в процессах управления и самоуправления, взаимоотношениям коренных народов с правительствами своих стран и промышленными компаниями посвящена недавно вышедшая в свет монография по юридической антропологии «Люди Севера: права на ресурсы и экспертиза». Исследование проделано учеными Института этнологии и антропологии РАН в сотрудничестве с их коллегами из Университета Северной Британской Колумбии (Канада).

    Основой для вышедшей книги послужили лекции и материалы V Международной летней школы юридической антропологии. Целью Школы было передать представителям коренных малочисленных народов Севера знания законодательства, необходимые для защиты своих интересов. При всей разности правовых систем и социально-экономического развития России и Канады трудности, с которыми сталкиваются коренные народы — ненцы, ханты, манси, эвенки в России, инувиалуиты в Канаде — во многом общие.

    Северяне по-ненецки — «нгэм тер», дословно — «содержимое Севера». Именно так воспринимают себя коренные народы. По словам кандидата исторических наук, ведущего сотрудника Института этнологии и антропологии РАН Н.И. Новиковой, «народы Севера живут не над землей, природой, а внутри нее и, если сохраняют традиционный образ жизни, навредить ей не могут. У людей на Севере много правил, в течение длительной истории освоения северных территорий они в совершенстве узнали, как нужно обращаться и с землей, и с живущими на ней животными. Мировое сообщество признало значение этих знаний для устойчивого развития».

    Например, коренной народ, проживающий на территории, где обитают дикие олени, может обладать углубленными знаниями о поведении этих животных, их сезонных передвижениях. Исследователи же могут иметь обширные знания о промышленных разработках, оказывающих воздействие на прилегающие пастбища, о вреде, причиняемом окружающей среде лесными пожарами, загрязнениями и другими факторами, которые могут вызывать миграции стад. В исследовании РАН подчеркивается, как важно соединить традиционное, «неофициальное» знание с «официальным» научным для более эффективного управления ресурсами.

    Для народов Севера сохранять культурную самобытность — значит не только иметь собственный язык и историю, но и поддерживать связь с природой, продолжать вести традиционный образ жизни и развивать народную культуру. С расширением нефтегазовой промышленности нередко возникают конфликты между аборигенами и нефтяными компаниями. Есть, однако, и обратные примеры; так, в конце 1990-х гг. в Сургутском районе единственной формой юридического документа, подтверждающего существование аборигенов на их землях, стали экономические соглашения с нефтяниками.

    Одна из форм защиты прав коренных народов — создание территорий традиционного природопользования (ТТП). На таких особо охраняемых территориях аборигены могут сохранять привычный образ жизни и вести традиционную хозяйственную деятельность: заниматься охотой, оленеводством, рыболовством, собирательством. При этом на данных территориях не допускается деятельность, наносящая вред окружающей среде и традиционному образу жизни малочисленных народов. В монографии специальное место отведено вопросам экологической и этнологической экспертизы (исследованию влияния изменения среды обитания на этнос) — основным средствам контроля деятельности нефтедобывающих компаний и разрешения споров.

    АКСМНССиДВ

  20. Hanhi

    Горные марийцы, я с вами солидарен, готовы всей семьей подписи поставить.
    Но почему вы так пытаетесь обособляться и кричать «горномарийский народ… горномарийский народ».
    Не один ли марийский народ?
    Слово горные марийцы, да, — понимаю! Когда горномарийский народ — перестаю понимать…

  21. Опанас

    >Анонимно:
    >05.01.2010 в 05:55
    >А это не тот ли самый Каспаров
    >Анонимно:
    >05.01.2010 в 06:05
    >Но тут ещё чище!!! Сылка на страничку отморозков.

    Анонимно, мнение о Каспарове – это твое личное мнение, другие могут думать иначе. Прежде чем что-то оценивать, по крайней мере, надо это что-то видеть. Здравомыслящие люди сами объективно могут оценить эти сайты. Ты же считаешь себя самым умным и хочешь людям указывать, что читать, а что нет, ну как в советские времена. К счастью ваша власть в Интернете ограничена и это здорово.

    • Аноним

      Концептуально вы не правы: в интернете вообще невозможно что-то оценить объективно (будь ты здравомыслящим или нет). На то и есть у людей мнения. Понимаете мне-ни-я. Люди могут расходиться во взглядах, но самое главное они должны уметь их выражать. А с советским временем сравнение глупое и смешное. Я даже скажу наоборот: у вас здесь на страничке осталось советское время. И это факт, так как если появляется мнение противоречащие вашим взглядам, то вы сразу дружно всей толпой «накидываетесь на него» (в основном используя казуистику и неся ахинею с оскорблениями). А если человек при этом умеет грамотно выразить своё мнение и за всё обосновать, то вы его просто трусливо баните. То есть именно вы манипулируете мозгами — это и есть советский союз.
      Кстати вы ничего не сказали про кавказ-центр. А про них что скажите??? Или здесь я тоже ошибаюсь? 🙂

  22. Опанас

    Ну, если для тебя мнения других – это «ахинея», то нам с тобой не о чем говорить. А может люди «не умеют выражать свои мысли», потомучто им и не давали право на это. Такие как ты всегда решали о чем можно писать, о чем нет, какие газеты, книги и сайты нам читать. Меня лично тоже на многих сайтах банят, но я не жалуюсь на них. Если писать анонимно или же под разными именами, при этом оскорблять других комментирующих, содержащих сайт и пытаться повлиять на информационную политику сайта, разумеется и тебя здесь будут банить и ЭТО ПРАВИЛЬНО.

  23. Pingback: Кырык марынвлӓ гишӓн Парижӹштӹ попымы « MariUver

  24. порапатп

    «А что реально делается для поддержки этого языка в РМЭ? Вы видели вывески на горномарийском в местах их компактного проживания? Как много на горномарийском ТВ, радио передач? Вообще всего горномарийского в Козьмодемянске? Да фактически нет ничего, кроме позорного минимума! К тому же еще им грозит еще более ужасное вынужденное переселение из родных мест, если поднимут уровень Чебоксарской ГЭС.»

    а нехрен ыле руш-шамычлан олыкмарийын ханжым ужалаш да оксалан олыкмарий дене ваштареш кредалаш!!!

  25. Маринук

    так вам и надо, СУКИ!!! предатели ёпте! и вы еще смеете смотреть на нас с свысока?!

  26. Чопай

    ВАШ акпарс БЫДЛО ИВАНА ГРОЗНОГО! все вы БЫДЛО русских!!!!!

    быдло:Быдло это слово польского происхождения, означает «рабочий скот». В применении к людям означает безвольное и покорное стадо, рабы. Раньше словом «быдло» помещики называли крестьян. Быдло это не лексикон и не манера поведения в обществе. Быдло это система ценностей. Для быдла важно чтобы кто-то сверху им командовал, а быдло полностью и покорно выполняло эти команды. Быдло отрицает личность во всех ее проявлениях. И прежде всего такие черты как свобода, собственность и достоинство. Прежде всего, отрицается свобода. Самое страшное для быдла это лишиться своего хозяина, и получить свободу. Потому что быдло не может жить в условиях свободы, оно не может зарабатывать самостоятельно, оно боится брать на себя ответственность за собственную жизнь, зато стремиться переложить её на хозяина. Быдлом можно назвать любого наёмного рабочего, отрицающего либеральные ценности. При этом его социальный статус, воспитание, образование, уровень доходов и прочее, значения не имеют. Например:У меня на работе на складе быдло получает 40К. Оценка:

    • Ден

      «ВАШ акпарс БЫДЛО ИВАНА ГРОЗНОГО!»

      да тебя к стенке за такие слова, быдло необразованное…назови хоть один источник, который бы сообщал о том, что Акпарс был за Ивана грозного, и вообще назови хоть один реальный, именно задокументированный источник об Акпарсе, а не об мифе, который был раскручен советскими историками в совковые времена.

  27. Чопай

    стадо баранов

    • Аноним

      я на 100% уверен, что он восточный мариец. они больше луговых ненавидят нас

  28. Местный

    А ты завскладом чопай БЫДЛО маркела и Е..России!

  29. кргори

    Дорогие и уважаемые земляки!Не позорьтесь и не оскорбляйте друг друга.Желаю всем в это прощенное воскресение счастья и удачи во всех Ваших добрых делах.

  30. tep

    горный — значит гордый, свободолюбивый. и большинство из нас такие. а луговоые — больше исподтишка — да своих, да и голоса не смеют подать из своего «маска лука» в защиту своих же прав.

  31. Аликсандер

    tep, вы так старательны и согласны в осуществлении Центральной политики «разделяй и властвуй», что противоречите себе же (не замечая этого) в своей декларации «горный — значит гордый…»

  32. ABTOXTOH

    Все мари знают анекдот о мари татарах и русских которые варятся в адском котле,поэтому не стану его рассказывать.Так вот, это не анекдот а быль.

  33. Tsikma

    Марийский народ готовится к Съезду. Будет ли поставлен вопрос против поднятия уровня Чеб ГЭС в повестку дня съезда? Кто лоббирует вопрос против этого проекта в Марий Эл?

    • sam.

      СР лоббирует и Миронов в курсе. Приглашали недавно в Йошкар-Олу депутатов фракции СР в Госсовете Чувашии к профес. Поздееву. В газетах об этом было. Чувашские эссеры на нашей стороне.Сейчас налаживается связь с нижегородскими депутатами СР. Депутат ГД Аксаков отправлял запросы в различные инстанции. Будут еще новости сообщу.

  34. Asess

    Что смогу, то сделаю,будучи в апреле в Марий Эл.. Исходя из письма Правительства Марий Эл, то первый зам председателя Правительства Марий Эл Куклин тоже против поднятия Чебоксарской ГЭС. Дело даже не в том, кто против. а дело в том, кто переиграет — сторонники или противники поднятия ГЭС на сегодняшний день — в информационной войне. «РусГидро» выдвинуло на передний план информ. войны учёных. Хорошо бы найти учёных — противников поднятия Чебоксарской ГЭС!

    • sam.

      Что их искать. Ученые в Марий Эл есть.Разработан даже проект и макет сооружений, как избежать экологической катастрофы, которая грозит и без поднятия уровня до 68 отметки. Обращайтесь, координаты дам.

  35. Tsikma

    Кроме ученых нужно вовлечь в активное движение как политиков, так и рядовых граждан. Знаю, что в Нижегородской области каждый район, территория которого находится под угрозой затопления, сделал финансово-экономический расчет убытков от Чеб ГЭС. Сделаны ли такие расчеты в Марий Эл? Каждая пядь марийской земли нам дорога, не поддавайтесь ненасытным волкам Гидроруса и некоторым чиновникам из Москвы. Не все измеряется в жизни деньгами, у людей должна быть и мораль и гражданская позиция.

Добавить комментарий