Скульпторы работают над памятником Йыван Кырле (ФОТО)

Эскиз памятника Йыван КырлеНа рабочем просмотре первого эпизода фильма “Путевка в жизнь” — облавы на беспризорников в подвале разрушенного дома — из бочки высунулся смешной паренек: восточное лицо, озорные глаза, на голове немыслимая дамская шляпка. А еще — деревянная ложка, подвязанная тряпицей к щеке. Когда, хитро улыбнувшись, он произнес “ку-ку” и снова нырнул в убежище, зал разразился хохотом и бурными аплодисментами. “Да вот он, Мустафа! Лучше не найти!” — и режиссер фильма Николай Экк, намечавший другого актера на роль вожака беспризорников Мустафы Ферта, тут же утверждает студента Государственного техникума кинематографии (впоследствии ВГИК) марийца Йыван Кырлу.

Этот фильм сделал марийского паренька известным на весь мир. Нынешнее поколение молодых людей, не видевшее “Путевку в жизнь” (ленте без малого 70 лет), едва ли может себе представить, какой оглушительный успех выпал на долю этого фильма. В московском кинотеатре “Колосс” он шел более года — 1200 сеансов. В конце 1932-го “Путевка в жизнь” демонстрировалась в 27 странах мира. Отзывы зарубежной прессы — самые восторженные.

После выхода фильма на экран молодой актер Йыван Кырла (Иванов Кирилл Иванович) стал настоящим народным артистом, хотя почетных званий не имел. Его Мустафу любили, потому что этот образ отличался от многих одноцветных героев тогдашнего советского кино. На экране жил человек — яркий, невероятно обаятельный и сложный, с покалеченной судьбой.

В начале 1937 года Кырла переехал в Йошкар-Олу и стал артистом Марийского государственного драматического театра. И вдруг он пропал. “Были слухи, что он погиб на войне”, — говорил о Кырле Михаил Жаров. Но артист не погиб на войне. В апреле 1937 года его арестовали как соучастника контрреволюционной группы. На следствии он ни в чем не признался и тем не менее был отправлен в северные лагеря. По официальным данным, Йыван Кырла умер в лагере на Урале в июле 43-го…

Прошло уже много лет со дня выхода знаменитого фильма, а памятника великому актеру, игра которого покорила самого Чаплина, на его родине не было. Скоро историческая несправедливость будет исправлена.

Идея возникла в связи со столетием со дня рождения Кырлы. Заказ скульпторам Анатолию Ширнину и Сергею Яндубаеву поступил из Министерства культуры. Анатолий Александрович рассказывает: “Мы решили создать необычную композицию: Йыван Кырла в роли Мустафы из известного фильма. Основа замысла — символическая дорога, которую мы все выбираем, дорога, направленная в будущее. Та дорога, за которую Кырла, по фильму, боролся и погиб. Мы постарались отразить это в своей работе. И место для памятника — у вокзала рядом с железной дорогой — определено очень удачно: его будет видеть каждый прибывающий в город. Кырла как бы въезжает на перрон на дрезине и встречает гостей.

Мы с Сергеем с удовольствием взялись за работу полгода назад. Я лично давно был готов к этой теме. Мы освежили в памяти все, что связано с артистом. Конечно, купили фильм, посмотрели несколько раз, сделали распечатки на бумаге. Кырла — актер гениальный, и жизнь его лица очень многообразна и сложна по фактуре, по мимике… Безусловно, над ним мы трудились больше всего. Работать было очень интересно, возникало множество вариантов: Кырла — он ведь такой разный… Мы очень хотим, чтобы наши задумки дошли до зрителя”.

Авторы сначала воплотили идею в эскиз, утвердили его на всех уровнях. Потом была рабочая модель, а сейчас мастера трудятся над моделью в натуральную величину. После того, как она будет принята заказчиком, ее отправят на литье в Казань. Памятник предполагается выполнить в бронзе.

Йыван Кырла как бы спускается с горки к зрителю на дрезине. Он летит по рельсам навстречу своей судьбе. Артист едет не просто как рабочий-железнодорожник — он громко распевает свою любимую песню, подчеркивая ее характерным жестом руки. И это не случайно. Такова была первоначальная идея. Это песня дороги.

Ориентировочно, скульптура должна быть готова ко Дню города.

Валерий Кузьминых

Источник: Марийская правда

17 комментариев

Filed under Статьи

17 responses to “Скульпторы работают над памятником Йыван Кырле (ФОТО)

  1. Опанас

    >Йыван Кырла как бы спускается с горки к зрителю на дрезине. Он летит по рельсам навстречу своей судьбе.

    Думаю, очень символичный памятник для мари будет. Многие жители Марий Эл, как впрочем и марийских деревень других регионов, «на дрезине» — ездят на заработки в Сибирь, Москву и др. более денежные районы. Все поем и пляшем как Кырла, в то же время отказываемся в марийских деревнях в марийских школах от марийского языка и ждет нас та же судьба — съедем с рельс и не станет марийского народа… Грустно, но мы сами тоже виноваты: в марийских семьях не учим своих детей марийскому, отказываемся в школах от марийского языка, вместо того, чтобы требовать увеличения часов на родной марийский язык, литературу и историю. Жалкая нация, клоуны — потешаем приезжих гостей в псевдонациональных одеждах в советском стиле (а изучить каким была НАСТОЯЩАЯ марийская одежда нам просто лень)… соответственно и жалкая судьба.

  2. evika

    Опанас, к сожалению, я с тобой полностью согласна. Очень много показушного, а настоящего марийского все меньше и меньше.
    Нужно учить язык, нужно изучать культуру духовную и материальную. И по мере возможностей привносить это в свою жизнь. Не будем сдаваться! Поборемся!

    Вариант памятника, предложенный здесь, меня ужаснул! Какой страшный смысл он в себе таит! Я против конктретно такого памтника. Мустафа на этой дрезине мчался на встречу к своей смерти. Да еще и напевая веселую песню, как верно подметил Опанас. Народ, ау! Опомнитесь!..

  3. evika

    Предлагаю посадить на эту дрезину Ноготкова-Оболенского или Св. Леонида. А Кырлю пусть воодрузят на их нынешнее меторасположение!

  4. Ден

    По идее так-то да, это «Путевка в смерть»….ваще идея ужасная. Она хранит в себе яркий смысл: «Полный каюк народу, мчащимуся по этому пути, во благо Великой Страны»…….только Лёня мог такое придумать=)

  5. Tsikma

    Шäлä! А я подумал, что какой-то пьяный мужик сидит и размахивает руками. Ну и что что Мустафа ехал на дрезине, нужно ли скульпторам брать это за основную идею памятника? Шолохов, например, часто ездил на телеге, но когда создавали памятник, его же не посадили на телегу. Артист Абдулов на чем только не ездил, но его памятник очень неординарный для российского глаза, его показали в виде скалы. Нужен другой вариант памятника, который был бы современным и символизировал бы Йыван Кырлу. И нужно ли воспроизводить лицо Кырла? Его мимику? Это же наисложнейшая задача не только конкретно с Кырлой, но и другими лицами. Я лично думаю, что предложенный вариант памятника очень даже неудачный.

  6. Метри

    А по-моему идея неплохая. То что он на дрезине очень хорошо подходит к месту памятника – около ЖД вокзала. Да и жизнь его была такой же трагической как и его последняя поездка на дрезине – его репрессировали и он умер в лагере. А остался он в нашей памяти веселым поющим…

  7. Вачис

    Я согласен с Метри. Идея подходит чокыншо марий-влакалан.

  8. Сергей

    Это памятник не народу мари, а конкретному артисту. И именно на дрезине Кырла особенно узнаваем. Так что все нормально!

  9. evika

    Неужели трагичность жизни Кырлы нельзя иным способом передать! Как все буквально и в лоб! Раз радом с ж/д — так значит обязательно на дрезину посадить! Ведь это же произведение искусства!!! Причем тут натурализм?! Ну не красивый же памятник, правда… Он дает повод для насмешек и неожиданных (в плохом смысле) трактовок…

  10. evika

    Одна из них уже здесь прозвучала — о пьяном мужике…
    Ужасно!

  11. Вачис

    Известно, что герои фильма воры и бандюги, направленные на перевоспитание, поэтому памятник на дерзине будет посвящен вору Мустафе (представляю, как будут в России довольны воры в законе). Надо ставить конкретный памятник Кырле, а не вору Мустафе на дерзине.

  12. Вачис

    Если будет такой памятник, то не забудьте в конце пути ставить Жигана с огромным ножом-символ угорзы для всех воров, ставших на путь исправления.

  13. evika

    Ну вот, Вачис предоставил нам еще одну само собой напрашивающуюся трактовку данного варианта памятника. Ну как после этого вообще можно думать о том, что он восствановит историческую несправедливость! Как бы еще не усугубил всё…

  14. Метри

    По фильму Мустафа на дрезине уже не вор и бандюга, а перевоспитанный, правильный и хороший. Кирилла Иванова, как человека, никто особенно не знал знают Йыван Кырлу, сыгравшего Мустафу. Поездка на дрезине как раз объединяет Мустафу, как известного героя фильма, и Кырлу, как человека и поэта, он едет и «От радости поет» (слова из его стихов) и внезапно жизнь Мустафы прерывается (Кырлу репрессировали и он умер). Идея памятника не плохая, разумеется может быть и лучше, но других вариантов я не видел.

  15. Вачис

    >По фильму Мустафа на дрезине уже не вор и бандюга, а перевоспитанный, правильный и хороший.

    По воровскому закону, всех воров, вставших на путь исправления, ждет Жиган с огромным ножом. Поэтому «правильных и хороших» воров и бандюг не бывает.

  16. Чирмишхан

    Тут (http://mincult12.ru/node/210) такие классные фото есть, я бы для памятника взял фото справа в верхнем ряду, где он в белом костюме. Чын Марий! Красавец! Самое то для памятника! А дрезина — это насмешка над Кырлой и марийским народом. Памятник то не Мустафе, а Кырле задуман!!!!!!!!

    Тут (http://mincult12.ru/node/188) ещё видео есть.

  17. Ден

    «Тут (http://mincult12.ru/node/210) такие классные фото есть, я бы для памятника взял фото справа в верхнем ряду, где он в белом костюме. Чын Марий! Красавец! Самое то для памятника!»

    В самом деле посмотрел — красиво!!! Вот за этот стиль одежды и общения с людьми, его и не навидили враги. Которые и смогли его запрятать за стенки НКВД. Именно этот вариант памяника в белом костюме подошел бы Йывану Кырле. Как настоящий памятник ему как ЛИЧНОСТИ, а не Мустафе!!!!!

Добавить комментарий для МетриОтменить ответ