Марий Эл в объективе фотохудожника

Фотохудожник пытается по-новому взглянуть на странуАпрель – лучшая пора для фотографа

Рядом с национальным парком «Марий Чодра» проходит железная дорога из Зеленодольска в Йошкар-Олу. Мы стоим на мосту через речку Кундыш. Ждём, нацелившись объективами, появления поезда.

Вначале мы его, конечно, слышим. А потом сквозь густые ветки ив проглядывают очертания тепловоза. Нет, даже не очертания, не контуры – краски. Как на картинах импрессионистов. Зелёный и красный мазки тонкой кистью среди серых мазков.

Этот тепловоз, которого мы ещё не видим, а видим только его краски, вдруг вносит какую-то необыкновенную жизнь, яркость в картину леса. Надо поймать этот миг.

Это и есть весна. Пробуждение природы в заволжской тайге.

В национальном парке директор хвалил пейзажи, которые мы увидим. Но сетовал: приезжали бы лучше летом. Но он, как и большинство людей, спутал комфортное время для отдыха и время, когда природа раскрывается перед зрителем множеством граней своей красоты.

Директор парка подарил открытки. Я их пролистал… Всё снято в августе. Это самый глухой, самый мёртвый месяц для фотосъёмок. Всё закрыто листвой, которая уже потеряла свежесть.

И совсем другое мы увидели своими глазами: Кленовая гора, с которой открывается широкая панорама над рекой Илеть. Зелёный ключ – его вода, которая и в самом деле ярко-зелёная.

Нет, лучшее время для фотографии – именно апрель. И эти дни должны быть наполнены у нас работой.

Мы начали третий съёмочный сезон замечательной поездкой, за которую благодарны ГЖД. Мы открывали Поволжье, в котором, конечно, бывали, но по каким-то другим делам, не специально для съёмок. А здесь надо окунуться в жизнь.

В маленьком и очень уютном Муроме я обнаружил, что нахожусь на родине Сергея Прокудинаторского. Это тот самый знаменитый фотограф, который сто лет назад объехал Россию по железным дорогам в вагоне-лаборатории и сделал снимки множества мест.

А чтобы ощутить дух, величие и историю Нижнего Новгорода, надо в разное время дня постоять возле кремля над слиянием Оки и Волги. Нижний – город, который сохранил свои традиции.

А вот Чебоксары показались мне городом, где слишком сильно заботятся сейчас об аккуратности, о создании эффектности – так он рискует потерять душу.

Удивила Йошкар-Ола. Мы только что снимали в этом городе этнографа, живущего в страшном бараке без каких-либо удобств. И через несколько кварталов – пойма реки. Там строят с нуля на новом месте исторический центр – по-другому это невозможно назвать. Храмы, палаты, кремлёвские стены, которых явно в этом городе ни в какие времена не было. Получается что-то азиатское. Обычно на фоне таких строек исчезают бюджетные средства. А на них можно было помочь людям, которые заслужили лучшие условия жизни.

Впечатления ложатся на впечатления. И мы расскажем об увиденном – в новом альбоме, на выставках, в фильме-путешествии.

И эти впечатления отлично дополняют воспоминания о предыдущих наших путешествиях, в которых больше всего меня потряс БАМ. Совершенно космические пейзажи и расстояния. Безлюдье на сотни километров. Мы пытались представить себе, как работали на этой трассе даже не строители, а изыскатели.

Удивителен образ озера Баскунчак. Пути, проложенные там, заросли солью.

Незабываемы Байкал, Урал, Саяны… И среди этого бесконечного мира видишь человека, который занят делом: он ловит рыбу, строит, пасёт табуны коней, ведёт поезд.

Меня завораживает Россия своей огромностью, своим разнообразием, которого нет больше нигде в мире.

Мы общались и с руководителями предприятий, и с работающими на линии путейцами, и с дежурными по станции. Но особенно помнятся машинисты. Обычно немногословные, но обладающие, ко всему прочему, настоящим пониманием красоты: «Вот сейчас будет мост. Будет поворот – и там такое откроется…» И мы нацеливались на съёмку. И оно открывалось. На самом деле.

Антон Ланге

Источник: Гудок.RU

Leave a comment

Filed under Новости

Добавить комментарий