Сургутчане встречают гостей из Марий Эл

tanyginmyt_iziC 27 по 29 марта в столице Ханты-Мансийского автономного округа пройдут Дни марийской культуры с участием делегации Республики Марий Эл.

Как сообщили из отдела межнациональных и межконфессиональных отношений министерства, в состав делегации, вошли активные общественные деятели — заслуженный работник культуры Республики Марий Эл, поэтесса Зоя Дудина, народная артистка Республики Марий Эл, певица Зоя Бердникова, артисты фольклорного ансамбля «Морко кундем» («Моркинская сторона»).

Главным организатором дней является Сургутское отделение общественной организации «Марий ушем». В мероприятиях примут участие представители администрации столицы Югры.

Планируется проведение «круглого стола» по вопросам сохранения и развития национальной культуры марийцев, проживающих за пределами Марий Эл.

Будет организована выставка картин и изделий декоративно-прикладного искусства. Дни марийской культуры завершатся концертом с участием артистов марийской эстрады и этно-дискотекой.

Напомним, что город Сургут — центр Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа, крупнейший город округа. По данным переписи 2002 года в Ханты-Мансийском АО проживало 7309 марийцев.

Источник: Минкультуры Марий Эл

На фото: председатель Сургутского отделения «Марий ушем», известный художник-этнофутурист Юрий Таныгин со своей женой и дочкой

19 комментариев

Filed under Новости

19 responses to “Сургутчане встречают гостей из Марий Эл

  1. кайыккомбо

    «… Как сообщили из отдела межнациональных и межконфессиональных отношений министерства, в состав делегации, вошли активные общественные деятели», — это цитата из ОФИЦИАЛЬНОГО САЙТА МИНКУЛЬТУРЫ РМЭ. Читайте далее по тексту…
    Сплошь — дезинформация со стороный официальной власти РМЭ (в лице чиновников) не только марийцев, но и всю мировую общественность.
    И этим занимается конкретно ОТДЕЛ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ… Если приглядеться на прохождение (право подписи тоже) документов и кто имеет право давать такую информацию -это только НАЧАЛЬНИК.

    Чиновник. предоставивший информацию САЙТУ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ (очнь даже интересно, одновременно он несет и ответственность за точность информации), нагло манипулирует общественным сознанием, мол все это — глубокая проработка МИНИСТЕРСТВА. Некоторые чиновники вообще занимаются дезинформацией (особенно манипуляцией информацией), на что стоило бы Министру культуры, ПЕЧАТИ и ПО ДЕЛАМ НИЦИОНАЛЬНОСТЕЙ господину ВАСЮТИНУ М.З. стоило бы обратить на эти вещи внимание и наказать «безнаказанных».

    Другое:

    Не саморекламой и давлением «неугодных» республиканских марийских общественных организаций как «Марий ушем» (и других тоже) стоило бы заниматься чиновникам из Министерства культуры РМЭ.
    Пока вы, чиновники МИНКУЛЬТУРЫ, занимались самовосхвалением, вы там же проспали добрую половину выгодной ситуации по подготовке и проведению 100-летия Великого сына марийского народа Йывана Кырла (рука не поднимается склонять). Не вы ли ликовали, когда только глубокой осенью 2008 года (когда оставалось всего несколько месяцев до 100-летия Кырла), не вы ли ликовали, что мол президент Маркелов подписал Указ (может, и распоряжение, не хочу возвращаться). Республиканскую общественность поразило следующее — а вдруг Маркелов не подписал бы, что тогда? Марийцы не должны были праздновать ЮБИЛЕЙ Йывана Кырла?..
    Что-то не подлежит логике.
    И ни у кого из вас, глубокоуважаемые чиновники, не осенило, что 100-летие-то стоило проводить под ЭГИДОЙ ЮНЕСКО. Да флаг вам в руки. Кырля заслужил это тем, что вся Европа и даже Америка гудела от «Путевки в жизнь». На кого надеялись? На дядю?
    Теперь мы от общественности предложили некторым членам оргкимитета (или как Вы еще там называете) Года Кырли — да выходите к ЮНЕСКО. Если проспали ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ, то используйте «свою хитрость с Годом Йывана Кырля» до конца и попытайтесь хоть какое-то мероприятие присовокупить к ЮНЕСКО. Хотя на уровне информации…

    Вот в Москве недавно провели 100-летие, и Московское Землячество БЕЗ ВАС ПРОВДИЛО этот праздник в СТОЛИЦЕ Росии. Теперь, пожалуйста, и Питер проводит без вас. И они правы, знаете в чем? Интуитивно.
    Они знают, что вы — любители присваивать то. что делается общественностью. Пожалуйста, свежий пример — Сургут. Сургутская пресса открыто пишет (и справедливо!), что эти Дни культуры проводится в рамках Дня города и по инициативе местного отделения «Марий ушем». Вполне демократично. Но на сайте МИНКУЛЬТУРЫ РМЭ организатор — местное отделение «Марий ушем» полностью проигнорирован. Даже как-то цинично: поехать в гости на все готовое и нагло заявлять (или это же самое сделать еще хитрее — не заявляя), что проходят Дни марийской культуры (естественно, обыватель так и подумает: ох, как молодцы чиновники).
    А из общественной организации «Марий ушем» никого не взяли специально, подменив их «не совсем общественниками». Например, «подставная» Зоя Глушкова. Хорошая поэтесса (пусть простят нас любители поэзии), заслуженный работник культуры РМЭ, организация «Саскавий», корреспондент газеты «Марий Эл», член Совета Мер Каҥаш…
    И все это вызывает справедливый вопрос: всегда ли правдиво пишет уважаемая Зоя Михайловна? И доброе пожелание: если вашей статье по прибытии не будет показана роль местного отделения «Марий ушем», вы можете уподобиться чиновничему «борзописцу». Так что, вот такой участи должен бояться каждый уважающий себя корреспондент, тем более, если корреспондент работает в центральной прессе. Есть одна истина — время не обманешь.
    А вот подобной информации-полфальшивки должно быть как можно меньше, дабы не лгать против истины истории.
    Заметьте, что последний абзац бесцеремонно взят из сайта MARIUVER и это сделано без всякой ссылки. Такое обращение с материалами не соответствует требованиям «Закона «О СМИ».
    Ба-а-а! Ну, ну-у-у!
    И так далее!..

  2. Опанас

    кайыккомбо прав, я всегда смотрю и оригинальные источники информации, поскольку МариУвер очень часто корректирует новость, дополняет, что-то убирает. Главный организатор «Марий ушем» на сайте Минкультуры вообще не упоминается, зато свадебного генерала Ширяеву, которая поедет на все готовенькое произносить красивые речи, вывели на первый план. Потом посмотрел справочник «Марийский мир» 2008 г., раздел Ханты-Мансийский АО, там вообще Х-М «Марий ушем» не упоминается. Хотя создан 2006 и в Минкультуре это прекрасно знали. Именно «Марий ушем» во главе с Юрием Таныгиным разбудил марийцев округа и организует Дни марийской культуры, марийские концерты. Вся «вина» Таныгинского «Марий ушема» в том что организация является отделением ненавистного властям РМЭ «Марий ушема» Максимовой, к тому же Козлов ездил открывать это отделение. Наглость Минкультуры РМЭ просто поражает. Марийцы, работающие там, вам не стыдно?

  3. Savr

    Я полностью согласен с кайыкомбо, но MarUver удалил мое высказывание на эту тему.

  4. Savr, выражайте свои мысли в более цивилизованной форме без грубых оскорблений отдельных личностей и народов. И к тому же Вы не один единственный читатель сайта.

  5. Savr

    А там у работающих марийцев и не спрашивают, а просто бесцеремонно налетают туда, как «мухи на котлеты». Вот и разберись где мухи, где котлеты. А марийцы там, в основном, работают в тундре, а в Сургуте — всякие «мухи».

  6. Опанас

    Savr, ну ты мыслишь чисто по пролетарски: значит марийцы на тундре у буровой трудяги и настоящие марийцы, а вот Таныгин художник где-то в Дворце культуры Сургуте сидит – муха? Но он тогда пормо, потомучто разбудил «настоящих» марийцев в тундре, до него ничего марийского в Югре в таких масштабах не было.

  7. Savr

    Помню, как эти же «мухи» в мае 2007 года «налетели» в Бирск(я родом оттуда) отмечать юбилей первого марийского съезда и все перевернули с ног на голову и у местных марийцев полностью стянули одеяло на себя. Я ожидал, что праздник будет, как положенно, в июле.

  8. Savr

    Пагалыме Опанас, причем тут пролетарий? Я просто Вам ответил, что марийцы знать не знают о том, что происходит в Сургуте т.к. в основном они находятся в тундре да и в инете марийцев посчитать и пальцев рук хватает.

  9. Savr

    Позвольте напомнить Вам, господа, что «марийского в Югре в таких масштабах» стало благодаря антимарийской политике Маркелова. По этой же причине вынуждены здесь работать кочегарами бывшие работники культуры РЭМ и уборщицами — выпускницы Марпеда. Вот такой у нас марийский пролетарский контингент, пагалыме Опанас.

  10. кайыккомбо

    Ну, Юмылан тау, кеч икте-весе коклаште кутыралташ йӧн уло.
    Марий чиновник гай гына лияш огеш кӱл: нуно тыштат-туштат большевик гай ӱжмаш дене лектыт — «Ме вет чылан марий улына. Мари-влак, айста, келшен илена!» Нуно ӱжашыже ӱжыт, а вот келшен илашыже мондат.
    Мондат гын, кӧ нуным пагалаш тӱҥалеш да кӧ нунын дене келшен кертеш (лачак нулаш йӧратыше-влакак гына). Ну, шоналтыза, кузе тыгай чиновник дене келшаш да тудым пагалаш лиеш, кунам тудо «Марий ушемым» тӱнчыктарышаш верч чыла ышташ ямде. Лиеш гын, калык манмыла, «шочмо аважымат ужала ыле». А «Марий ушем» шке статусшо дене — марий мер толкын-влакын АВАЖЕ (1917 ий).
    Вот тыге, родо-шочшо, иза-шольо-влак!
    Кӧ кугезына-влакын сугыньыштым монда гын — нуным Юмо карга.
    А марий йӱла почеш, языкым (сулыкым) касараш ок лий. Уло ик принцип гына — ТЫЙ ЯЗЫКЫМ ЫШТЫШАШ ОТЫЛ. Тем более — шке шочмо калыкет ончылно.

  11. Петан

    Олаште ныл кече лийын омылат, ом пале — еще могай «Активист-шамыч» Сургутышко марий культурам нӧлталаш каеныт?

  12. кайыккомбо

    «Активист-влакышт» тыгай улыт — умбакыже тиде уверымак луд да чыла рашемеш:
    «…в состав делегации, вошли активные общественные деятели — заслуженный работник культуры Республики Марий Эл, поэтесса Зоя Дудина, народная артистка Республики Марий Эл, певица Зоя Бердникова»…
    Зоя Михайловна ден Зоя Васильевнам активист лиймышт дене саламлаш гына кодеш.
    Эше вес активист каен, тиде Культур Министрын замже — Галина Ширяева.
    Тудак «Саскавий» ӱдырамаш ушемын вуйлатышыже, финн-угор калык-влакын Консультативный Комитетшын членже (таче ты общественный организацийыште чылан кугу постан тӧра улыт) членже. Кокымшо членже — Лариса Яковлева.
    Ужыда, «ужалалтше-влак» кузерак марий калыкым ӱдырамаш-влак йымаке пыштеныт. А эн ончыч шке пурен возыныт.
    Но тиде, паледа, марий койыш огыл.

  13. Опанас

    Да Savr, я прекрасно знаю какой у вас там контингент и зачем марийцы едут на Север. Не от хорошей жизни. И Юру Таныгина помню в 2000 или 2001 перед отъездом в ваши края встретил в Й-Оле ходил весь забитый от нищеты и проблем. Поехал на Север, начал нормально зарабатывать, выставки устраивает, общественной жизнью занялся, человек преобразился. Потомучто марийца за пределами Марий Эл оценивают не по национальности, а по его человеческим и деловым качествам. В Марий Эл к марийцам относятся так как Ленусик и GYNTER (см. ссылку) и не только на бытовом уровне, но и на правительственном.
    http://mariuver.wordpress.com/2009/02/17/oskorblenije-mari/

  14. Петан

    Ӱдырамаш-влак ваштареш тура она шогал — вет мари вате чыла порьеҥ пашам ыштен моштышо лийын. Ынде нуно мылана, ала каналташ пуат, ийан-салпун корнышто сапым кидышкышт налын? Пайрем гыч толмо годым, ватем рульым куча гын, мый изишат тореш омыл, куанем веле…

  15. Savr

    Очыни, пагалыме Петан гаяк шонен, Й-Олаште «Марий Ушемлан» юбкым чиктеныт (Л. Яковлевалан кидышкыже сапым пуэныт). Пагалыме Петан, мые пайремыште, ӱстел коклаште ватемлан шӱмпелашем, йӱ-коч гына манын шогем, машинамат шке наҥгаем манам. Тыгай пагытыште марий улам гынат, марийлыкемым ончыкташ ом тырше. Кузе туге лийын кертеш гоеш, мые йӱын кочкын шинчем, а ватем мыйын умшаш ончен шинча. Варашыжым Йӱдым кузе вожылде воктекыже малаш возаш?

  16. сургутмари

    Сургутыште, кузе «Марий Ушем» шочьмыжым, кузе паша ышталтмыжым ода пале гын, шыпак лийза! «пагалыме» Savr тиде мутланет «муха» тый мемнан, сургут Мари-влак деч, извиненийым йодшаш улат!!!

  17. Опанас

    сургутмари, тый векат Ширяеван командыж гыч еҥ-влакын Сургутышто илыше иктаж родыжо улат. Такшым тыште Сургутышто «Марий ушемым» шочыктарыше-влакат возеныт, тый гына «палыше» отыл. Марий чын каласыш возо шке лӱмет дене.

  18. сургутмари

    Эх, Опанас, Опанас. Сургут ола гыч пеш тораште илет мо? Икана вашлийын, кутыралтен налам ыле.

  19. Эрге

    Палыман шол, кушто ӱдырамаш пашам виктарышаш, а кушто — пӧръеҥ.

Добавить комментарий для сургутмариОтменить ответ