Конец мордовского ига или как профессор обесчестил мордву

ist_risУважаемые читатели, это далеко не шутка. Чтобы мои слова не показались голословными, достаньте со своих книжных полок изданную в 2004 году в Саранске толстый томик книги «Мордва» и наслаждайтесь.

Собственно наслаждаться придется только эрзянам, остальным будет просто любопытно, а «мордва»-мокша будет читать стиснув зубы.

Как и вся литература такого плана в Республики Мордовия (РМ), книга «Мордва» начинается с речи и портрета главы республики Николая Меркушкина, мордвина-мокши по национальности и к изданию имеет непосредственное отношение.

Далее на 9 странице находится введение, которое начинается со слов историка В.О. Ключевского, также мокши по национальности. Сам текст введения, написан Н.П. Макаркиным (мордвин-мокша).

Далее следуют несколько работ Н.Ф. Мокшина, на этой личности мы остановимся и познакомим с автором этих «трудов».

Мокшин Николай Федорович – родился 22.06.1936 в селе Иванцево (Иванбиё) Лукояновского района Нижегородской области.

Историк, этнограф, доктор исторических наук (1987), профессор (1989), заслуженный работник культуры РСФСР (1990), заслуженный деятель науки РМ (2001), лауреат Государственной премии РМ (1995), член Союза журналистов России (1961).

Исследует проблемы этногенеза и этнической истории, семейного быта, духовной культуры этногенетических и этнокультурных связей мордовского народа.

Автор более 300 научных и учебно-методических работ, в том числе 10 книг по этнографии, истории, религиоведению, ономастике. Член международной ассоциации фольклористов Финляндской АН (1995). Действительный член Русского географического общества (1965), председатель мордовского отделения РГО (1969), общественной организации «Краеведы Республики Мордовия» (2002). Награжден орденом дружбы.

Примечательным является связь фамилии Мокшин и эрзянского происхождения профессора.

Наверное, поэтому, Н.Мокшин вводит такое понятие национальности как «МОКШЭРЗЯТ» — своеобразный гибрид эрзян и мокшан, но, скорее всего, ученный говорит только о себе и сочетает в этом понятии свою фамилию Мокшин и эрзянскую национальность, так рождается «МОКШЭРЗЯ».

Что касается других вариантов, рассматривать их не будем, мы же взрослые люди и понимаем, другого быть не может, групповой секс, и гаремы в России запрещены.

Профессор, по сути, являлся для Н.Меркушкина, главным идеологическим оружием в создании «мордовского народа». С помощью авторитета и заслуг мокшэрзянского героя, в Мордовии творится беззаконие и притеснения эрзян.

Главный теоретик мордовского народа Н.Мокшин и сам участвует в мордвинизации эрзян на просторах Мордовии и России, в местах проживания эрзянского народа.

Главная его мотивировка: эрзя – субэтнос, эрзянский язык – наречие мордовского языка. Заметим сразу, такого нет.

И только вместе с мокшей под именем «мордва» мы эрзяне станем полноценным народом — так утверждает Н.Мокшин.

Он почему-то забывает про другой возможный вариант — эрзя может стать русским и, минуя мордву, станет «полноценным». А может в Мордовии конечная цель и есть становление русского народа?

Мокшин утверждает, что эрзян и мокшан испокон веков называют «мордвой» и приводит в качестве доказательств сочинения и труды иностранцев. Давайте вместе изучим труд мордвинизатора и откроем правду об эрзянском народе.

«ЗАРУБЕЖНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ КУЛЬТУРЫ МОРДОВСКОГО НАРОДА» (стр. 37 «мордва» Мокшин Н.Ф.)

Мордва в трудах западноевропейских ученных и путешественников 6-17 вв.

«Труды многих западноевропейских авторов 6-17 вв. содержат нередко уникальные сведения о разных сторонах жизни мордвы. И хотя в некоторых работах, касающихся истории и этнографии мордовского народа, сведения эти частично использовались, однако до настоящего времени мы не имеем их целостного обзора, систематизации и анализа с точки зрения этнографической науки. Более того, ряд ценных наблюдений о мордовском народе, содержащихся в сочинениях Н. Витсена, Петрея де Ерлезунды, Корнилия де Бруина и некоторых других, вообще не введен в научный оборот».

Таким образом, профессор Н.Мокшин утверждает, что в нижеприведенные работы западноевропейских ученных и путешественников 6-17 вв. не имеют целостности обзора, систематизации и анализа с точки зрения науки. Иными словами, они еще не изучены и выводы делать рановато. Меж тем автором приводятся комментарии к местам, где упоминается на его взгляд, мордовский народ и в конечном итоге профессор делает заключение об общем названии эрзянского и мокшанского народов «мордва». И происходит приклеивание им, этого ярлыка к эрзянскому народу.

Парадокс, возможно ли, из неизученных материалов, делать выводы, влияющие на судьбы целых народов?

Поэтому необходимо внимательно изучить, доказательную базу ученного-этнографа Н.Мокшина.

Иордан

«Первое можно сказать, надежное письменное известие о мордве содержится в сочинении готского историка Иордана («Genika»). Об авторе этого сочинения мало известно. Есть предположения, что по происхождению был он готом (остготом, гото-аланом, гото-гуном), имел сан Епископа, но где была его епархия, точно не известно. Судя по тому, что изложение исторических событий в труде Иордана доведено до 551 года, написан он около 550 года» (Н.М.).

Можно сказать, мы согласились с надежностью данного источника и читаем далее.

«После того, — писал Иордан, — как король готов Геберих отошел от дел человеческих, через некоторое время наследовал королевство Эрманарих, благороднейший из Амалов, который покорил много весьма воинственных северных племен и заставил их повиноваться своим законам. Немало древних писателей сравнивали его по достоинству с Александром Великим.

Покорил же он племена: гольтескифов, тиудов, инаунксов, васинабронков, мерено, морденс, имнискаров, рогов, тадзанс, атаул, навего, бубегенов, голдов».

В трудах Иордана, находим упоминание о народе «морденс», но не известно о ком говорит Иордан.

Константин Багрянородный (Порфирогененет)

«Если готскому историку Иордану принадлежит первое достоверное упоминание о мордве как о народе, то название страны, где проживает этот народ, впервые упоминается в одном из сочинений Константина Багрянородного, жившего в 905- 959 годах» (Н.М.).

В главе 14 «О народе Печенежском» Константин Багрянородный пишет: «Печенегия отстоит от Узии и Хазарии на пять дней пути, от Алании на шесть дней, от Мордии на десять дней пути, От Руси на один день пути, от Турки на четыре дня и от Булгарии на пол дня пути».

Несомненно, что под Мордией (Mordia), упомянутой Порфирогентом следует понимать страну мордвы, то есть Мордовию, пишет Н.Мокшин.

Без лукавства будет подмечено, «морденс» первое упоминание в письменных источниках близкого по звучанию слова относительно к «мордва» и не более того. При обнаружении второго близкого слова (Мордии) исследователь выводит страну намекая на государственность, «…то есть Мордовию», пишет Н.Мокшин.

Давайте далее проследим, какой порядок царит в Мордовии (по Мокшину), через двести лет после Константина Багрянородного.

Юлиан (13 век)

«Возвращаясь из упомянутой Венгрии (на реке Этиль) проехал по реке в пятнадцать дней царство Мордвинов (regnum Morduanorum).

Мордвины- язычники и до того жестоки, что у них считается не годным тот, кто не убил много людей.

Если кто-нибудь у них идет по дороге, несут перед ним головы всех людей, убитых им, и чем больше голов, тем лучше он сам.

Из черепов делают чаши и охотно пьют из них. Жениться тому нельзя, кто не убил человека.

Они, узнав от своих пророков, что должны сделаться христианами, послали к князю великой Лодомерии (Laudameriae), земли Русской, соединиться с ними, с просьбою, чтобы им прислали священника для крещения, но князь отвечал, что это не его дело, а римского папы и что близится время, когда все принуждены, будут принять веру римской церкви и подчиниться ее власти».

«У Иордана и Константина Багрянородного мы встречаем первые, носящие самый общий характер упоминания о мордве и ее стране. В работе Юлиана приводятся более подробные сведения о мордовском народе» (Н.М.).

Надо заметить сведения действительно очень подробные. Поскромничал этнограф, не стал комментировать, что народ находится в совершенно диком состоянии. И это состояние мокшанского народа в 13 веке, возможно этнограф постеснялся своего мокшанского главу?

И далее ученный выкрутился из ситуации, найдя достоинство этого народа.

«Итак, перед монголо-татарским нашествием Мордовия (по Юлиану «царство Мордвинов») представляла обширную страну, которую Юлиан проезжал в течение пятнадцати дней», пишет Н.Мокшин.

Тут профессор можно сказать из пальца высосал обширную страну, по которой Юлиан ехал в течении пятнадцати дней, вот этот участок текста: «Возвращаясь из упомянутой Венгрии (на реке Этиль) проехал по реке в пятнадцать дней царство Мордвинов».

Из текста следует, что из Венгрии (на Этиле) до царства Мордвинов он плыл по реке, пятнадцать дней, а не по стране Мордвинов.

Плано Карпини

«В своем сочинении, изданном под названием «История монгалов», Плано Карпини сообщал, что поход Батыя в Европу начался с разгрома волжских Булгар и мордвы в 1237 году, а затем нападением на Русь».

По свидетельству Карпини «… они сражениями опустошили Руссию. Из Руссии же и из комании вышеназванные вожди подвинулись вперед и сразились с венграми и поляками».

«Возвратившись от туда (т. е. с Западной Европы (Н.М.)), они пришли в землю Мордвинов, которые суть язычники, и победили их войною. Подвинувшись отсюда против Биллеров, т.е. Великой Булгарии, они ее совершенно разорили»

«С севера же к Комании, не посредственно за Руссией, мордвинами и Билярами прилегают Баскарты, то есть великая Венгрия…»

И тут мы ясно понимаем, что речь идет о мокшанском народе. В 1237 году вторжения татар на землю эрзян не происходили об этом известно профессору Мокшину, поэтому речь тут идет о территории проживания мокши между реками Дон и Мокша. Да и нахождении Венгрии за Волгой, дает территориальную привязку.

Виллем Рубук

«27 декабря 1253 года он пошел к стану великого хана вблиз Карокорума и провел там, около двух месяцев. 10 июля 1254 года началось обратное путешествие, в Европу пролегавшее севернее озера Балхаш до Волги, от туда Рубук повернул на юг».

«В сочинениях Рубука имеется ряд весьма ценных сведений о мордве (Merdas, Merdinis). Он является первым путешественником, который упоминает страну Моксель(Moxel), т.е. страну мокши» (Н.М.).

«Эта страна за Танаидом (Доном) очень красива, имеет реки, леса.

К северу Северу находятся огромные леса, в которых живут два рода людей, именно Моксель, не имеющие не какого закона, чистые язычники. Города у них нет, а живут в маленьких хижинах в лесах.

Их государь и большая часть людей были убиты в Германии. Именно татары вели их вместе с собой до вступления в Германию, поэтому Моксель одобряют Германцев, надеясь, что при их посредстве они еще освободятся от рабства Татар.

Если к ним приедет купец, то тому, у кого он в первые пристанет, подлежит заботиться о нем все время, пока тот пожелает быть в их среде. Если кто спит с женой другого, тот не печалится об этом, если не увидит собственными глазами; отсюда они не ревнивы.

В изобилии у них имеются у них свиньи мед и воск, драгоценные меха и соколы.

За ними живут другие, именуемые Мердас, которых Латины называют Мердинис, и они – сарацины. За ними находится Этилия.

Эта река превосходит своею величиной все, какие я видел; она течет с севера, направляясь из Великой Булгарии к югу, и впадает в некое озеро, имеющее в окружности пространство в четыре месяца…»

И тут ученный Мордовии Мокшин начинает рассуждать о том, что под Мердинис надо понимать, скорее всего, эрзян, но вот незадача, Мердинис – сарацины. Сарацины — это роды, исповедовавшие ислам, этнограф Мокшин полагает, что путешественник ошибся в исламской религии Мердинис, но, увы, нет. Мердинис не имеет никакого отношения к эрзя народу.

Давайте вспомним, путь путешественника, пролегал с запада на восток и назад с востока на запад, логично, что перед и зад будут, находится на одной линии, в зависимости от направления движения.

Возвратившись на запад Рубук стал описывать путешествия: «Эта страна за Танаидом (Доном)….» и к северу. Дорога Рубука проходила по самому югу этой страны (сама страна с двумя народами была севернее).

Он рассказывал о людях, которые за Моксель к Этилия и севернее его пути, то есть Мокшу и Мердинис.

Рубук, когда описывал события, находился на западе, «Сзади» нужно понимать, — восточнее, то есть в направления с запада на восток, где и течет Этилия. Далее это подтвердит путешественник Сигизмунд Герберштейн.

Таким образом, народ Мердас или Мердинис не имеет никакого отношения к эрзянам и далее станет ясно, что Мердинис – сарацины и это часть мокшанского народа.

Иосафат Барбо (1436-1452 гг.)

Он пррожил в Тане — венецианская колония при устье Дона.

«Я обладаю хорошей осведомленностью относительно мокши (Moxii) и потому расскажу все, что, знаю, об их веровании образе жизни.

В известное время года они берут лошадь, которую приобретают сообща, и привязывают ей все четыре ноги к четырем кольям, голову — к отдельному колу. Все эти колья вбиты в землю. Затем приходит человек с луком и стрелами, становится на соответствующее расстояние и стреляет в сердце до тех пор, пока, не убьет лошадь. Потом ее обдирают, из шкуры делают мешок, над мясом совершают какие то свои обряды и съедают его; шкуру туго набивают соломой и зашивают ее так искусно, что она кажется цельной: вместо каждой из ног подставляют прямой брусок дерева — так, чтобы лошадь могла стоять, будто живая на ногах.

Наконец они идут к какому-нибудь большому дереву обрубают соответственным образом сучья и прилаживают сверху на помост, на который и помещают эту лошадь стоймя. В таком положении они ей поклоняются и приносят в дар соболей, горностаев белок, лисиц и другие меха.

Все это навешивают на дерево, подобно тому, как мы ставим свечи. Таким образом, получается, что эти деревья сплошь заполнены мехами.

Народ питается больше всего мясом, преимущественно диких животных, и рыбой, которую ловят в здешних реках. Это все что мы могли рассказать о мокше».

Сигизмунд Герберштейн

Они дважды (в 1516- 1518 гг. и в 1526 – 1527 гг.) совершили путешествия в Россию.

«На восток и юг от реки Мокши встречаются огромные леса, в которых живет народ мордва, который имеет свой собственный язык и состоит под властью московского князя. Из них некоторые пребывают в идолопоклонстве, другие – магометане. Они живут, рассеяно по деревням, обрабатывают поля питаются дичиной и медом, имеют в изобилии драгоценные меха; это люди в высшей степени свирепые, потому-то не раз даже отражали татарских разбойников. Почти все они пешие, отличаются продолговатыми луками и искусством метать стрелы».

Прочитав «на восток и юг от реки Мокши…», становится ясно, что речь идет только о мокше. В том, что часть мокшан были магометане, это уже факт, подтвержденный не только путешественниками.

Рафаэль Барберини

«Но, обращаясь к тому, что сам я видел, скажу, что во ста сорока милях от Нижнего Новгорода находится река, текущая с юга и именуемая Сура, вливается она в Волгу, там именно, где стоит крепость, называемая Васильев-город… Река эта составляет границу Московского княжества и казанского ханства. Не во многих милях от туда протекает еще одна река, именуемая малая Москва(?), которая впадает в Оку повыше города Мурома, на этом пространстве между означенными реками, находятся большие леса, в которых обитает народ мордва (popoli Morduisti) частью идолопоклоннической, частью магометанского вероисповедания, подчиненный тоже московскому государству; народ этот воинственный, но пеший, вооруженный луками и стрелами».

Малая Москва — это река Мокша, которая впадает в Оку выше города Мурома, на некоторых картах река Москва и Мокша писалась (Moska). Профессор Мокшин не захотел открыть этот факт.

Подведем итоги

Все сообщения западноевропейских авторов 6-17 вв. приведенные в отношении мордовского народа Н.Мокшиным в книге «Мордва», не имеет никакого отношения к эрзянскому народу.

Иностранцами путешественниками не было упомянуто об эрзянском народе или связях эрзянского народа с мокшей или мордвой.

Из текста уважаемого мордвой, профессора Мокшина, понимаем и осознаем, что этноним «мордва» к эрзя народу не относится!

Эрзянский народ является самобытным и отличающимся от мокши и мордвы народом.

Эрзянский язык является самостоятельным языком.

Близость языков является следствием заимствования культуры мокшанским народом.

Мордва — это часть мокшанского народа, магометанского вероисповедания.

Расценивать работу профессора Н.Мокшина с его огромным перечнем заслуг, как ошибку слишком примитивно, агрессивная политика мордовской администрации против языка и культуры эрзян, наглядное тому подтверждение.

Теперь, в первую очередь, мордовские власти должны публично принести извинения всему эрзянскому народу.

Минь Эрзят!

Терюшань Сергу
17.02.2009 г.

Источник: Эрзянь Ки

Рисунок: Так передвигались иностранцы по России в XIII-XVIII веках. Немецкий офорт XVI в.

17 комментариев

Filed under Новости

17 responses to “Конец мордовского ига или как профессор обесчестил мордву

  1. SarmiS

    История рождения луговых и горных марийцев тоже до сих пор имеет “белые пятна”. И в дальнейшем были факторы разъединяющие луговых и горных марийцев. Но все же марийцы едины — ну немного разные, но едины, хотя и не без проблем. А эрзя и мокша (не простые люди а “деятели от истории”), как кошка с собакой никак не могут жить в мире. Ну, разделитесь вы в две этнографические группы, и живите спокойно. Нет — нужно выделить великий эрзянский народ. Другим же нужно “подмять” под себя самосознание эрзя, унизить их. Давайте еще отделитесь от Мордовской республики. То-то в Кремле обрадуются. “Пока два кобеля дерутся из-за сучки, третий имеет ее”. История показывает народов “чистых” по генетике, культуре, языку не существует и не существовало никогда. Любая националистическая теория имеет только разрушающее начало.

  2. SarmiS

    Теперь, в первую очередь, мордовские власти должны публично принести извинения всему эрзянскому народу.
    ———————

    Давайте сначала «попросим», чтобы Российские власти извинились перед всеми финно-уграми за сотни лет экспансии. 🙂 Нам всем гораздо легче станет. 🙂 Вот американский Буш извинился же перед индейцами.

  3. Сергу

    Здравствуйте!
    Мы говорим об истории, о прошлом. Пытаемся восстановить правду.
    Труд профессора Мокшина мягко говоря большая ошибка.
    Речь в трудах иностранцев, шла не -об эрзя.
    Эрзянский народ в данный момент защищается.
    Мордовская власть мордвинизирует эрзян в нарушении Конституции России.
    Мордовия фактически осуществляет агрессию против эрзян.
    И эта агрессия должна быть прекращена.
    И не стоит говорить что эрзя, делают не хорошо, открывая откровенную ложь и защищая свой язык и культуру.

  4. Гунтя

    Давайте еще отделитесь от Мордовской республики. То-то в Кремле обрадуются.

    Для этого работают целые институты. И не зря. Кое-какие результаты в Мордовии уже видны.

  5. Сергу

    Это Вы про Меркушкина который питается устроить в республике свою мокшанскую власть и стереть эрзянский язык, Вы из его народа?

  6. Петан

    Разве что-то устоит на земле, если все эрзяне враз топнут ногой, и скажут — «нет!»

  7. SarmiS

    Да все эти меркушкины и маркеловы и иже с ним всякие мокшины лишь выполняют определенные центром установки на разобщение и разделение народов. Подождите, возьмутся и за марийцев. Знаменитая политика Цезаря «разделяй и властвуй» в действии. Вначале раздробят всех, а потом как баранов, но уже бесправных и бессловесных в одно стадо сгонят-укрупнят так сказать вокруг мегаполисов.
    В древности финно-угорские народы вели активные торгово-экономические контакты- создавали новые семьи, торговали, вместе воевали с врагами. В итоге они интегрировались и ассимилировались, в результате рождались новые народы. А сейчас… вроде и понимать должны лучше друг друга (говорим-то фактически на одном языке — русском), а на самом деле все наоборот. И очень легко поддаемся на провокации. А им того и надо.

  8. Сергу

    То есть Вы предлагаете молча стоять и ждать когда все они (власти) все сотворят?

    калькулятор считать может, но он не великий математик.
    так и язык русский, может быть палочка и нолик, просто команда к действию (фас). родной язык несет глобальный смысл.

  9. Чирмишхан

    Зря вы эрзя-мокша грызётесь. Объединяться надо!
    Вот мы, мари — все свои, независимо от субэтнического происхождения. У нас есть и северо-западные мари со своим диалектом, и малмыжские — со своим диалектом, и вообще марийских говоров море, в разных регионах разные культурные особенности. Но мы не разделяем себя в угоду людям, которые стараются нас измельчить, чтоб мы вообще расстаяли. Более того, мы помним, что восток нижегородской области — наша земля, и там живут наши люди, юг кировской области — наша земля, и там живут наши люди, юго-восток костромской области — наша земля, и там наверняка ещё остались наши люди. Мы приемлем только такое укрупнение — в пределах нашей этнической территории. Россия будет уважать нас — мы будем уважать её. Если же страна продолжит политику на вымирание коренных народов, она обеспечит вымирание себе (иго уже всех достало), к чему и стремится Америка и иже с нею масоны, строящие Новый Мировой Порядок.

  10. Сергу

    А может с арабами соединиться или с другим народом с кем прикажете?
    У нас своя культура, история пора уже понять всем и дать эрзянам достойно развиваться.

    А не строить мордовско-мокшанские улусы.

  11. Финноугр

    >А может с арабами соединиться

    С арабами у вас такой близости как с мокшей нет… Я разговаривал со многими известными финно-угроведами в Финляндии, Эстонии, людьми, занимающимися финно-уграми никто вашего противостояния между эрзя и мокшей не поддерживает, также и не понимают противостояния между горными и луговыми мари. Это величайшая глупость — тот раздор, который вы сеете под лозунгом защиты эрзянского языка. Некогда южноэстонский и севореэстонский различались также как и эрзянский и мокшанский (горномарийский и лугомарийский), но эстонцы создали единый литературный язык, финские диалекты до сегодняшнего дня отличаются между собой не меньше чем эрзя-мокаша (гороно-луговой) языки, но они тоже создали единый язык. Финский литературный язык искусственный, но его преподают, знают, когда надо говорят, пишут. Разумеется ситуация то, что была у эстонцев, финнов и что теперь есть у мари, эрзя-мокши разная. Единые языки у наших народов в современном этапе создать трудно. Но ваша позиция рыть траншею между эрзя и мокша может оба этих народа завалить в эту траншею и похоронить там же оба этих народа. Ищите то, что вас объединяет!

  12. Чирмишхан

    Уважаемый Финноугр, Вы меня простите, но у нас нет противостояния между горными и луговыми мари. А кто создаёт для этого почву — враг марийского народа!

  13. Tsikma

    Шäлä! Молодец Чирмишхан! Между горными и луговыми мари нет никакого противостояния. Да, есть 2 литературных языка как в Норвегии, но мы, я как и норвежцы — один народ. А о создании единого марийского языка — это полный бред. Лучше бы книг больше выпускали, а не занимались дебатами типа “наш язык луче, а их язык хуже”. Думаю, что лугомарийской элите нужно понять, если не будет горномарийского языка и культуры, то участь горных мари будет ожидать и луговых мари. Давайте лучше думать о будущем всех мари, чтобы сохранились наши языки, наша общая марийская культура. Это будет приятно не только самим марийцам, но и Кремлевским правителям, которые всеми силами хотят сохранить марийский народ и марийскую культуру.

  14. Финноугр

    Ну, такого противостояния, как у эрзя и мокши, к счастью у марийцев сейчас нет. Но дискуссии по поводу горномарийского языка в 90-х были довольно бурными: луговые утверждали что это диалект, а горные, что отдельный язык и что вообще горные мари это отдельный народ. Кстати горную сторону возглавляла профессор Лидия Васикова, а на луговой, Чирмишхан, был уважаемый Вами г-н Иванов. Эти споры оставили свой след, многие горные мари, особенно молодые, услышав луговой автоматически говорят «не понимаю», а часть луговых пренебрежительно относится к горномарийскому… к сожалению. Я не предлагаю создать единый марийский или единый мордовский, но эти споры ни к чему хорошему не ведут. Пусть будут горномарийский и эрзя языки отдельными языками, но не надо утверждать, что они такие далекие чужие и не надо доходить до крайностей и сеять вражду. Надо думать, как лучше преподавать эрзя, мокша, горномарийский и лугомарийский языки и рамках этого пытаться сделать так чтобы эти близкие группы как минимум понимали друг друга и каждый говорил на своем, а не на русском.

  15. Чирмишхан

    Вот сейчас с Вами согласен.

  16. Сергу

    Финноугр, а Вы Конституцию читали? Вы можете убедительно рассказать о происхождение народов?
    Так вот МЫ ЭРЗЯ!
    Имеем полное право быть ЭРЗЯ! кстати согласно Конституции!
    А вот ВЫ сеете вражду!

Добавить комментарий