С большой помпой в отреставрированном до неузнаваемости помещении Удмуртского национального театра в Ижевске в прошлую пятницу прошел XI съезд Всеудмуртской ассоциации «Удмурт кенеш» – событие в удмуртском национальном движении знаковое во многих отношениях.
Во-первых, вновь после очень длительного перерыва, съезд почтил своим присутствием Президент Удмуртской Республики Александр Волков. От оппозиционно настроенных делегатов я услышала: «Пришел, значит, уже не боится!». Эта реплика характеризует драматический этап в отношениях между «Удмурт кенешем» и высшим руководством региона в нулевые годы, когда Волкову было очень важно приобрести голоса удмуртов, а они «дрейфовали» в сторону коммунистов и аграриев.
В эту пятницу только трое в парадном зале нового театра были с наушниками для синхронного перевода — Волков, ГФИ Кобзев и я (на вечернем пленарном заседании перевода уже не было).
Второе отличие нынешнего мероприятия состояло в том, что «от руля» «Кенеша» ушел Валентин Тубылов, пятый в истории «Кенеша» президент, 12 лет руководивший его работой (или, по мнению оппозиции, полностью и окончательно разваливший её). Всю вторую половину его правления деятельная часть удмуртского сообщества безуспешно добивалась устранения Тубылова из верхушки «Кенеша». И вот он ушел, но совсем по другим причинам и в иных обстоятельствах.
На XI съезде произошли безальтернативные «выборы» нового председателя/президента Ассоциации (по-удмуртски «тэро»), на которые была предложена единственная кандидатура, «спущенная сверху» – Николай Мусалимов, 100-процентный аппаратный работник, ныне депутат российской Думы по региональному списку «Единой России».
В общем, такой «киндер-сюрприз»: 55 лет (против 74-летнего Тубылова совсем «мальчишка»), член фракции «Единая Россия», член думского Комитета по делам Федерации и региональной политике; начинал карьеру в качестве методиста по физкультуре колхоза «Россия», в вузе активист стройотряда; с 1982 г. инструктор, затем замзав орготделом управления делами Совета Министров Удмуртии; с 1993 г. – руководитель секретариата премьера и председателя Госсовета Удмуртии Александра Волкова; 1999 – 2001- министр национальной политики, через год руководитель секретариата президента УР.
На съезде «Удмурт кенеша» Мусалимов выступил с совершенно бесцветной речью, содержавшей одни общие фразы.
Сидевшие позади меня двое очень известных ученых-удмурта обменялись репликами:
Это не выборы!
Назначение…
Голосование за нового президента Кенеша было открытым (что тоже нарушало устав) — простым поднятием рук…
Но процедура катилась как по маслу: еще в первой половине дня, до обеда, в своем выступлении Александр Волков сердечно благодарил Валентина Тубылова «за проделанную работу» (в качестве «отступного» Тубылов получил орден Дружбы народов), пообещал, что ветеран останется «в обойме», а на вечернем пленарном заседании он был провозглашен Почетным президентом Ассоциации.
Шутка в кулуарах: «А кто будет по нечётным президентом?» – ведь Мусалимов, будучи депутатом Госдумы, теперь работает в Москве.
Аргументы, которыми сопровождалось продавливание кандидатуры Мусалимова, выглядели так — ведь теперь, в Москве, он, будучи руководителем «Кенеша», сможет горы своротить для удмуртского народа. Однако наблюдатели считают, что этот аппаратный ход был нужен Волкову как раз для лоббирования на федеральном уровне сохранения за ним президентства «по ходатайству всего удмуртского народа» в лице Мусалимова. Кроме того, с Мусалимовым «Кенеш» становится целиком «единороссовским» электоральным ресурсом.
По тому, как резво отбивались любые «несанкционированные» «атаки» с флангов, было видно, что всё до мелочей продумано и выверено. На каждого «критика» выбегал свой «лизоблюд» и собрание ни на минуту не отклонилось от генерального курса.
В связи с чем стороннему наблюдателю (мне) так и не удалось узнать, каково же нынешнее состояние удмуртского этноса как такового. Делегатам было не до этого. Хотя среди славословий удалось уловить обрывки фраз, что в соседних регионах больше заботятся о сохранении удмуртского языка и культуры, чем в Удмуртии, что в торговле не найти дисков с удмуртскими песнями, что прессу на удмуртском языке почему-то мало издают и мало покупают.
В качестве «козырной карты» – забота о народе! – фигурировал единственный академический перспективный проект «Удмуртская деревня», в рамках которого наконец-то ученые собрались комплексно изучить жизнь удмуртов в деревне — экономику, демографию, культуру и т.д. Это почти за 20 лет существования Ассоциации.
Обед для делегатов и банкет по окончании съезда накрывали в… цирке! Зачем?! Что, негде было усадить несколько сот человек? Мнение отобедавших: говорят, что кафе «Блинофф» в помещении цирка принадлежит дочери Волкова, поэтому бюджетные средства на прокорм делегатов-удмуртов целиком загнали в «родственный карман», что ж деньгам зря пропадать! Обед был вполне дежурным, без излишеств: суп-лапша, картофельное пюре с порцией мяса. А уж вечером… Заслужили!
Гимн Ассоциации спели в заключении хором с большим подъемом. Правда, впереди еще один тяжелый этап — выборы вице-президента (того, кто будет фактически здесь «на хозяйстве»). В кулуарах говорят, что это будут «женские» выборы. Пройдут они на конференции Пичи-кенеша (Малого национального собрания).
Надежда Гладыш
Источник: ИА “День”
Фото из группы УДМУРТЛЫК на сайте vkontakte.ru
Сценарий проведения съезда очень похож с марийским. Или же Волков проконсультировался с Маркеловым или же этот сценарий был разработан в Кремле и спущен во все национальные регионы с целью заменить лидеров национальных движений на своих единоросов.
Удмурты и марийцы – братья! У нас очень много общего. И “цирк” общий, т.е. одинаковый. Так это же хорошо! (Вытираю слезы. Не умиляюсь…)