Комфортно ли живут горные мари в своей Республике?

(Путевые зарисовки)

Краткая справка

Горные марийцы — основное население Среднего Поволжья. Большинство народа живет в западной части Республики Марий Эл (Горномарийский и Килемарский районы), также в Шарангинском и Тоншаевском районах Нижегородской области. Точное количество в советской и российской статистике народонаселения не дается, но предположительно около 70-100 000 человек, но носителей языка едва достигает 50 000. По Российским законам горных марийцев можно причислить к категории малочисленных народов с последующими из этого правами на развитие родного языка, культуры и недропользования.

Самой страшной катастрофой для горных мари стало строительство Чебоксарской ГЭС, в результате чего они потеряли около 30% своих территорий, были эвакуировано около 8000 жителей. В масштабе РФ это подобно потере всей Европейской части России и эвакуации около 20 миллионов человек. Несмотря на это при планировании поднятия уровня воды Волги до максимальной отметки, голос горномарийского народа не берется во внимание, представителей горных мари даже не приглашают за стол переговоров, все переговоры ведутся в Москве и Чебоксарах. Здесь мы видим прямое нарушение прав коренного народа. Сами горные мари против подъема уровня Волги.

Горномарийский язык наряду с лугомарийским и русским является государственным языком Республики Марий Эл. Его изучают как предмет в школах Горномарийского и Килемарского районов, в Нижегородской области преподавания не ведется. Нижегородские марийцы хотят ввести обучение родному языку, но Нижегородское правительство не находит средств на выпуск даже букваря местным марийцам. Таким образом, нарушаются права человека на получение образования и развития культуры на родном языке.

На горномарийском языке первая книга вышла в 1821 году в Петербурге и называется «Евангелие от Матфея». В 2011 году культурные круги Марий Эл будут отмечать 190-летие со дня выхода первой книги на горномарийском языке.

Пресса на горномарийском языке. На данном языке в Марий Эл выпускаются еженедельная газета ”Жерä” тиражом более 2000 экземпляров (газета не толстая и не четырехцветная), раз в две недели детская газета ”Йäмдӹ ли!” тиражом около 400-500 экземпляров (цветная) и ежеквартально литературный журнал ”У сем” тиражом около 300 экз. Радио и ТВ-вещание почти отсутствуют, постоянного радио и телевещания на горномарийском языке нет.

Книгоиздательство. Книги на горномарийском языке выпускаются довольно редко и то в большинстве случаев самими авторами. Особо катастрофическая ситуация сложилась с выпуском детской и юношеской литературы. Последняя детская книга на средства из госбюджета выпущена два года назад, а до этого был перерыв почти 10 лет. Не значит ли, что государство выпустит следующую детскую книгу на горномарийском языке через 10 лет? А когда выпустили в последний раз юношескую литературу на горномарийском языке, затруднились ответить даже специалисты и преподаватели родного языка и литературы.

У горных мари есть свой театр, который народ любит и активно посещает спектакли.

Музеи. На музеи горномарийская земля довольно богата. Самые известные музеи — Музей изобразительного искусства, этнографический музей под открытым небом, музей горномарийского народа. Все они находятся в Цикмä. Есть литературный музей имени Никона Игнатьева в Салымсола.

Известные населенные пункты горных мари: Цикмä, Йоласал, Юрино, Микрäк, Äвäсир (Сурский монастырь), Ямангаш, Виловат, Эмäнсола, Пайскырык, Пӹзӹкныр, Арде и Юксäр.  Населенные пункты, оказавшиеся под водой Волги: Изи Шӹндӹр, Коротняк, Отарсола.

Известные горные мари: князь Акпарс, князь Мамич Бердей (является героем луговых мари), основатель Сурского монастыря А. Никитин, писатель Никон Игнатьев (автор первого марийского романа), композитор В. Куприянов, первый президент Марий Эл В. Зотин, первая марийская женщина-профессор Л. Васикова, художник-этнофутурист И. Ефимов и иллюстратор многих марийских учебников, художник З. Лавреньев, поэт-переводчик Г. Матюковский, режиссер Маюк-Егоров, академик К. Сануков, псиатель Н.Ильяков, поэты Н. Егоров, А. Канюков, В. Григорьев-Тотир и И.Лобанов, гармонист А. Яйцов. Среднее поколение: поэты В.Петухов, Ондрин Валька, В.Самойлов и В. Юшкин, прозаик М. Кудряшов, государственный деятель Марий Эл, министр культуры М. Васютин, гуслярша Ф. Эшмякова и поэтесса С. Вассанова. Молодое поколение: режиссер Горномарийского драмтеатра М. Сильвестров, певицы И. Юшкина и И. Кучера.

Красивый лозунг

”Россияне должны жить достойно!” Этот лозунг известен многим читателям, он муссируется во многих российских СМИ. К этому лозунгу после хорошоорганизованного Финно-угорского фестиваля ”Шумбрат, Фенно-Угрия” (Саранск, 2007 г.) добавилась еще одна фраза, произнесенная Владимиром Путиным – ”Финно-угры России должны чувствовать себя на своей родине комфортно.” Этим летом посетил землю горных мари и чувствуют ли они на исконных землях комфортно и живут ли достойно, пойдет речь в моих путевых зарисовках.

Новости на марийском языке на Нижегородской земле

Есть на Волге Васильград. Официальное название ему Васильсурск. Горные марийцы называют его Шурдӹнг, что значит ”Устье Суры”, т.е. место впадения реки Суры в Волгу. Русские источники сообщают, что город был основан в 1523 году как  восточный форпост. Горные же марийцы утверждают, что на этом месте до русской колонизации был укрепленный пункт горномарийских князей под названием Цепель. Как известно древние горные мари жили по берегам Суры, Волги и Ветлуги. У всех этих гидронимов в горномарийском языке свои названия. В принципе, даже этимология реки Волга, имеет марийские корни. Из многих археологических источников знаем, что Верхнее Поволжье около 800-900 лет назад было заселено предками марийцев. После захватнических походов новгородцев на Восток, марийцы покинули свои территории, но оставили названия мест. Наиболее известными из них являются Волга и озеро Селигер. Волга проишодит из урезанного марийского слова “волгыдо”, что значит “светлый, блестящий”, а в гидрониме “Селигер” прослеживается марийское слово “ер” (озеро). А слово “Йыл, Юл”, которым называют сейчас марийцы Волгу, не марийского, а пермского, а может даже угорского происхождения.  В Русских летописях есть упоминания о народе меря, который ассимилировался с русскими. Но украинский академик Ткаченко утверждает о близком родстве мерянского и марийских языков.

О том, что в древности марийцы жили на Суре, можно судить из названия населенного пункта Курмыш, что в Пильнинском районе Нижегородской области. В переводе с марийского “курмыш“, а литературно правильно “курныж” означает “орел”. По фонетическим законам русского языка последняя звонкая согласная оглушается, т.е. вместо марийского “ж” русские стали произносить “ш“. Таким образом, получается, в России есть три населенных пункта, которые носят название орла – Курмыш (Пильнинский район Нижегородской области), областной центр Орел и черноморский курортный город с немецким названием – Адлер.

Собравшийся посетить Васильсурск может попасть туда двумя путями – с весны до осени, до закрытия паромного движения на Суре, через Лысую Гору и второй путь – по асфальтированной дороге, ведущей со стороны Марий Эл. В последние годы бывший уездный центр Нижегородской губернии заметно уменьшился, население постарело-порделео, но летом за счет дачников и редких туристов, поселок оживает. Достопримечательности поселка: Шишкин мыс, откуда открывается прекрасный вид на Засурье и Заволжье. Сейчас поселок находится на горе, а старая его часть поселка пострадала из-за оползней, к тому же она находится под угрозой затопления в результате поднятия уровня Волги.

Благодаря живописным местам Васильсурск был довольно широко известен и в царское время. Местное население еще знает, что из-за живопсиной и гористой местности, Васильсурск прозвали Малой Швейцарией, куда приезжала отдыхать и богемная элита из Петербурга. Например, здесь одно лето провел поэт-модернист Николай Кузмин. Из известных русских художников эти места посетил И.И.Шишкин, в честь которого самое красивое место поселка и названо “Шишкин мыс”.

В уездном городе было несколько церквей, сейчас же православные прихожане, ходят в церковь в селе Хмелевка. Интересно то, что в данном селе большинство населения составляют чуваши, у которых в советское время была еще своя национальная начальная школа, а сейчас в этом селе живет больше дачников, нежели постоянного населения.
Местная начальная школа давно закрыта, и дети ходят учиться в Васильсурск. В Васильсурске учатся и горномарийские дети после Сурской основной школы, которые продолжают учебу в средней школе. Местная средняя школа, построенная в функциональном стиле 50-х годов, довольно обшарпана, но рассказывают, что в ней есть современный компьютерный класс с большим настенным экраном, что позволяет использовать самые передовые методы обучения.

А так, Васильсурск довольно скучное место. Недалеко от Васильсурска находится местечко Супротивный Ключ, где в старину горные марийцы молились своим богам. И сейчас это место местные жители считают сакральным, где присутствует много магии и мистики. Для марийского туриста приятно, что в Васильсурске показывает Марийское телевидение из Йошкар-Олы, чего еще не было лет 5 назад. Я например, с удовольствием посмотрел новости на лугомарийском языке. Таким образом, жители соседних регионов могут больше получить информации о Марий Эл. Нужно отметить, что передача была сделана на хорошем уровне.

Строили-строили и не достроили

Есть хорошее изречение в русском языке, которое ругает плохие дороги. Какие же дороги они в Горномари? На земле горных мари, по средним российским меркам, можно сказать, дороги даже довольно хорошие, но в то же время удивляет одно – в большинстве случаев они проходят мимо околицы сельских населенных пунктов. Не видел ни одной дороги, которая отходила бы от шоссе в сторону какой-либо деревни. И получается вроде бы как хотели лучше, но получается как всегда – народ-то в конечном счете все равно страдает и испытывает тягости разбитых дорог. Особенно в непогоду. Казалось бы, до асфальта всего лишь какая-то пара сотен метров, но попробуй проехать эти метры на машине по колдобинам и лужам? А что если нужно вызвать скорую помощь или пожарную машину?

Но если шоссейная дорога проходит по населенному пункту, тогда последний выглядит довольно уютным и красивым, особенно дома с красивыми наличниками, ухоженными садами, огородами и палисадниками с разными цветами, если конечно возле них не загромождена сельскохозяйственная техника, несколько лет ожидавшая отправки на металлолом. Видя неработающую технику, годами, а порой даже десятилетиями, стоящую перед домами всегда задаюсь вопросом: “Почему эта техника стоит тут и уродует красивый вид того или иного дома? Не пора ли сдать этот ржавеющий металл на лом?”

К сожалению, в Горномари есть и такие дороги, которые относятся к долгострою. Одна из них ведет из Васильсурска в деревню Новая Слобода, которую строили-строили, так и не достроили. Между двумя населенными пунктами шесть километров, и дорога проложена твердым покрытием процентов на 40%, как раз до границы Марий Эл, потом она обрывается и дальше начинаются дороги, хорошо знакомы нашим прадедам. Правда, они тогда ездили на телегах, следили за состоянием дорог и не видели огромных луж, которые редко высыхают и в ясную погоду.

Дорога с твердым покрытием в сторону Новой Слободы из Васильсурска подведена до свалки, которая с каждым годом разрастает. Сейчас, например, она начала наступать и на рядом лежащее поле. Поскольку в поселке не производится даже элементарной первичной переработки мусора, большая часть отходов поселка, вывозится сюда. Здесь мусор начинает разлагаться и после дождей тихими, а может и шумными потоками устремляется в речку Арпынгель, а оттуда в Волгу. Знаем, что Волга загрязнена, она и впредь будет загрязнятся, до тех пор, пока в РФ не будет принята государственная экологическая программа, которая будет решать вопросы переработки мусора не только в городах, но и в поселках и сельских поселениях.

Сейчас идут большие дебаты вокруг подъема уровня Чебоксарской ГЭС, я сам лично думаю, что уровень Волги не нужно поднимать, а необходимо поменять отношения людей к природе. Нужно природу на самом деле беречь, а не только говорить и проводить дорогостоящие кампании. Нужно вкладывать деньги конкретно в развитие инфраструктуры, канализации и свалки. Думаю в России кроме космических и межконтинентальных баллистических ракет нужно заботиться  и об уровне жизни и комфорте своих граждан, живущих не только в Москве и центре Йошкар-Олы, но и где-то на Волге среди полей и лесов в маленьких населенных пунктах.

Äвäсир – колыбель горномарийской культуры

Деревня Äвäсир имеет русское название — Новая Слобода, в переводе с горномарийского означает “Материнский берег”. Думаю, марийское название деревни звучит намного красивее, оно не так тривиально.

На месте деревни сначала был мужской монастырь, основанный в 1867 году. Его официальное название было черемисский Михайло-Архангельский мужской монастырь. Идея создания монастыря принадлежала простым православным верующим горным марийцам Никитину и Захарову, которые хотели открыть монастырь, где языком службы в церкви и общения между монахами был бы их родной горномарийский.

Российской Империей тогда правил царь Александр Второй, который сделал много преобразований в обществе и известен своей либеральной национальной политикой. Именно во время его правления было отменено Крепостное право. Для получения разрешения на строительство горномарийского монастыря Никитину пришлось даже два раза посетить Петербург для аудиенции с Императором. Представляю, какой твердой силой воли нужно обладать, чтобы из Горномари попасть в Северную столицы в 1850-е годы. Конечно же, земли горных мари не какой-нибудь глухой регион, а находятся недалеко от главных российских магистралей, но все-таки…

Ходатайство на строительство Горномарийского мужского монастыря на Суре Императором было рассмотрено благосклонно и после чего началось его строительство. Казалось бы, если сам царь дал разрешение на строительство монастыря, то законы должны были бы и выполняться железно. Но не тут-то было, местные чиновники были и духовенство (читай русские) настроены против строительства горномарийского монастыря и всеми правдами и неправдами добились того, чтобы оклеветать и посадить Никитина в тюрьму. Отсидев там 500 дней он не сдался, а продолжил свою деятельность. Итогом его титанической работы стал красивый и гордый Горномарийский Мужской монастырь на Суре, который был построен на средства и пожертвования горномарийского народа. Но, к сожалению, Никитина ожидала судьба Великого Мученика он должен был познать великий обман – монастырь открыли и освятили не как горномарийский, а как русский!!! А Никитин и его горномарийские сподвижники получили самые рядовые чины в монастыре.

Думаю, если в Йошкар-Оле открыли памятник Священномученику Леониду, который прослужил в Ежово какой-то год, то такому благородному человеку, как Никитин, построившему целый монастырь и всей душой стоящего за свой народ и родной язык, нужно поставить сто памятников, по памятнику на каждом километре от Михайло-Архангельского монастыря до Йошкар-Олы, дабы некоторые люди знали об истории своего и местного народа. Подобную картину видел, посетив Польшу, где почти за каждой околицей стоит фигура или часовенка какого-либо святого, чаще всего Девы Марии, у горных марийцев же может быть свой Святой Великомученик. И этим должен быть именно Никитин, а не Леонид, которого никто и не знал.

Конечно же, себя я не причисляю к активным верующим, но все-таки пару-три раза в год посещаю православные церкви. И не только православные, и лютеранские и католические, в зависимости в какой стране нахожусь в качестве туриста. Думаю, вопрос о причислении Никитина к лику святых должен решаться в Марийской Епархии, т.к. заметил, что горные марийцы являются довольно прилежными прихожанами. Такие прихожане заслужили у своего Святого!

В распространении письменной культуры среди горных мари, большую роль сыграла церковно-приходская школа при монастыре, в которой учились, в основном, горномарийские мальчики. Например, эту школу закончил основоположник горномарийской литературы, автор первого марийского романа Никон Игнатьев (1895-1941), культурный и общественный деятель, создатель первых горномарийских словарей и книгоиздатель Эпин. С установлением Советской власти, обе церкви монастыря – Михайло-Арахангельский собор и Благовещенский собор были разрушены до основания, а в здании церковно-приходской школы открыли Горномарийский Педагогический техникум.

В 1920-е годы Äвäсир стал кузницей культурных кадров горных мари, выпускники которых проделали огромный труд в деле развития горномарийской культуры, языка и литературы. Директором техникума был просветитель народа, книгоиздатель и переводчик Григорьев-Эмäш, который был репрессирован в конце 1930-х годов. К сожалению, участь директора постигла и многих выпускников этого техникума. Если бы выпускники техникума остались в живых и продолжили свою творческую работу во имя процветания Родины и родного народа, какой бы была сейчас горномарийская культура и литература? Техникум из Äвäсир еще в конце двадцатых годов прошлого столетия был переведен в Козьмодемьянск (Цикмä) и просуществовал до 1950-х годов.

В настоящее время в здании бывшей церковно-приходской школы и бывшего техникума функционирует Сурская основная школа, сохранившая свою первоначальную архитектуру.  К сожалению, число учеников год от года сокращается, но как сказали учителя, в этом годы в первый класс поступит даже 6 первоклашек. В школе преподают горномарийский язык и литературу как предмет.

В деревне, оказывается, есть даже своя библиотека. Правда, читатель никогда ее не найдет, потому что она существует только на бумаге для отчетности. На вопрос: ”Где же фонды этой библиотеки?”, ответившие сказали, что этот вопрос лучше задать чиновникам из района. Получается какой-то библиотекарь в течение уже больше десятка лет получает зарплату за то, что в деревне Äвäсир на бумаге существует библиотека. Захочет ли каждый получать зарплату за не сделанную работу? Риторический вопрос, связанный с нравственностью человека. В принципе, вопрос даже не в зарплате, а в том, что до народа не доходят книги. Не президент ли России господин Медведев этим летом объявил борьбу всякой коррупции и подобным негативным явлениям в обществе?

Несколько лет назад в Äвäсир заново открыли монастырь, но, к сожалению, при этом пошли по-старому пути – отобрали у населения культурный очаг и переоборудовали его в церковь, вокруг которой строятся другие здания. Подобная картина нам хорошо знакома с 1920-30-х годов. Но тогда все было наоборот, церкви превращали в клубы, конюшни, склады, пивоварни и другие заведения. Но в данном случае хорошо то, что монастырь распространяет свою литературу на горномарийском языке. Например, брошюрку “Мироносецӹн шамакшы”, издаваемую Марийской Епархией в монастыре можно купить за десять рублей, а проголодавшемуся доброму туристу могут даже предложить обед.

В деревне со времен старого монастыря сохранилось несколько зданий: красивое здание школы, деревянное здание почты, каменное здание пекарни и двухэтажное деревянное здание с красивой архитектурой, которое требует немедленного ремонта, после чего могло быть служить гостиницей или домом для приезжих. Пара зданий находятся в частных руках, в которых работают магазины. Нужно отметить, что их ассортимент довольно приличный, несмотря на плохую дорогу, жители деревни могут купить почти те же продукты, что и жители Йошкар-Олы, т.к. в деревне два магазина, значит, есть конкуренция, и владельцы магазинов заинтересованы в разнообразии ассортимента товаров. Не зря в народе говорят, что горные марийцы хорошие торговые люди.

В настоящее время в Марий Эл разрабатывается государственная программа по развитию туризма и думаю, что Äвäсир является одним из интереснейших объектов Республики Марий Эл и Поволжья, где присутствует дух истории и культуры. Вокруг деревни красивые живописные места с великолепными видами на Суру и Засурье от Нижегородской области до Чувашии. Äвäсир могут посетить туристы, не требующие комфорта, но на месте их будет ожидать много приятного. Объектом достопримечательности может стать и местная Сурская основная школа, учителя которого при предварительной договоренности могут накрыть хороший стол и накормить вкусно. У школы есть электронный адрес. Желаюшие могут получить его на сайте MariUver.

Продолжение следует, где читаель узнает о динамике экономики в Горномари, об угрозе подъема уровня Волги и о современном состоянии горномарийской культуры и ее проблемах.

Валерий Аликов,
редактор литературного журнала “Цикмä”.

Фото: Памятник князю Акпарсу на развилке дорог, ведущих в Йоласал и Чебоксары.

Вид на Васильсурск с птичьего полета. На переднем плане Волга, справа — Сура. С правой стороны также видно поле и дорога, ведущая в Сурский монастырь. На заднем плане поля кончается асфальт.

Здание Сурской основной школы.

Вид на Сурский монастырь.

Настоялетль Сурского монастыря Отец Василий — Äтя Василий.

Самая старшая жительница дер. Äвäсир Зинаида Махинова (84 лет) со своими падкагыль (варениками).

Будущее Горномари. «Мä лач кырык марла веле попенä (А мы говорим только по-горномарийски)», — сказали они когда я попросил их сняться на фото.

Для увеличения фотографий кликните.

37 комментариев

Filed under Статьи

37 responses to “Комфортно ли живут горные мари в своей Республике?

  1. Ветсон

    Не позавидуешь судьбе такого народа. Что там дороги, если не только относительно нормальные дороги до села не доходят, но и газовые трубы до домов селян не дотягивают и бросают не подключёнными, газом пахнет, но это не для твоего дома.Сельские дороги в Марий Эл — такие же как и неподключённые газовые трубы.
    Мне пришлось побывать в этой республике и первое моё тяжёлое впечатление — это враньё властей. Так врать — это особый талант грешника. Не понятно почему российские власти обходят вниманием этот непростой край, почему позволяют так изгаляться над народом.
    После посещения Марий Эл я просил у Всевышнего внимания и щедрости с его стороны к этому народу, может хоть так помогу этим прекрасным людям. Пускай мы разной веры, но Бог у нас Один.

  2. Tsikma

    Shälä! Mÿnj «Eston-mary literatura kÿlvlä» gishän dokladym sirem, mahanj mary avtorvläm estonla dä mahanj eston avtorvläm marla särÿmÿ, kü kelesen kerdesh?

  3. Brus Chindjas

    Other small peoples in Russia don’t live good too, but the life of the Western Mari people is catastrophic.

  4. Опанас

    Юл по-татарски значит «дорога», Волга раньше выполняла роль основной «дороги», связующей восток с Поволжьем и не только.

    >>А слово “Йыл, Юл”, которым называют сейчас марийцы Волгу, не марийского, а пермского, а может даже угорского происхождения.

    • Ма-арий.

      Туге, Юл — татарла гыч («корно»), Волга — акрет марий йылме гыч (кок гидроним палдырна — «ва»(ву:д) да «-га»(йога). А моло марий огыл калык-влак (векат, эше Шо:ртньо: Орда деч ончыч) Волгым Арий Энер маныныт, Урал гыч йоген лекшылан шотленыт. Мо онайже — тусо Кама тоже арий йылме гыч, а удмурт-влакым арий калык маныныт. Кызытат тусо кундемын ик олаже — Арск (чынрак каласаш гын Арийск лиеш ыле).

  5. Semik

    То, что Юл/Йыл немарийского происхождения — это точно. Есть сведения, что акрет годсо марийшымыч Юл эҥерым «Волгыдо» але «Йылге» (рушла «светлая») лӱмденыт. Тышечын руш лӱмвлак «Волга» ден «Вологда» шочын.

  6. Лайд

    Поро!
    Логальым тиде статьяшке ик айдемым кычалме почеш.
    Ик-кок шонымаш гына, Валеран возымыж почеш: «Горные марийцы – основное население Среднего Поволжья». Тиде – иностранец-влаклан возымо предложений, мый тыгерак умылышм. Валерий «горный марий-влакым привлекательныйым ыштынеже». Умылем тидым. Но моло калык-влак кÿшеш. Олыкмарий-влак, суас-влак, удмурт-влак «основное население Среднего поволжья» огытыл. Тыге лектеш. Вет ик «основной» уло гын, молыжо основной лийын кертыт мо? Валера руш йылмым сайын пала.
    — «предположительно 70-100 тысяч, а носителей языка едва достигает 50 000″. Пагалыме Валерий историйым угыч сираш пижын.
    Тидыже мом ончыкта: кузе возем – туге кÿлеш… Кунамсек Шаранга але вес кундемласе марий-влакым курыкмарий маныныт. Да тиде нигунамат лийын огыл. А тыште тиде тенденций пудырген лекше о»рдыжлу гаяк лектын шога.
    Уже уло менан ик тыгай идеологна – Эрик Юзыкайн. «Марий ушем» да моло ваштареш 2002 ийыште тудо «Эрвелмарий»-влакын «Ош Виче» землячествым шонен луктын да тушко Киров область, Татарстан, Свердловск, Пермь… марий-влакым пуртыктен. Молодец!!! Настоящий Эрик!!! Но тудлан чихать, мом, мутлан, шона да кузерак умылтарен илышыж мучко кумдан палыме да пагалыме марий этнограф Г.А. Сепеев. Да эрик шÿвал шынден «ала-могай Сепеев» ÿмбаке. Тудо – Министерствын пашаеҥже, сандалыкын кылымдыже. Сандене Урал марий-влакымат, Вичетÿр, Вичевÿд марий-влакымат – ик рожышко – Эрвелмарийыш шуралтыман да командым пуыман: йылмыдам огыда кучо гын – полышым ида вучо! Вот и чыла подход…
    Но молан Валерийжылан ты метод гай корным кычалаш? Ом умыло… Вет Угарман кундем нигунамат шкенжым Курыкмарий манын огыл. Сандене, кузе шонем, туге лугем манме деч шекланаш моткочак кÿлеш.
    Весе: 100 тÿжем улыт гынже, куштырак илат курыкмарий-влак? Вет Курыкмарий район кугу огыл. Мутлан, Моркым. ик эн чÿчкыдын илыше да шуко чотан районым налына гынат, тушто (раш каласыш – ончаш жапем уке) 20 тÿжем утла гына марийже. Тугеже, Валера семын, Курыкмарий район Морко деч 4-5 (?!) пачаш густонаселенный?
    Эше весе: Валера, тыйын семынет ончаш гын (воктенсе моло кундемлам авалтен налаш тыршыме шотышто) Морко марий-влакымат курыкмарийланак шотлыман: вет ала-кунам акрет годым нуно Юл вес веч тышке толыныт.
    Мыняр йодыш…
    Валера, возымет годым ала сайынрак шотлен ончыктет ыле. Цифр шотышто. Да «горномарийский народ» манын ойыркалыме годымат. Тиде йодышым мыскараш савыраш ок лий. Атура шындынет гын, вик тура шындыман.
    Уке гын, оҥайсыр шонымаш-влак лектынак шогат.

    • виталий

      «слепой с глухим» — кырык мары ылам гынят, пелыжым веле ти «ЛАЙД» гыц ынгылышым, а самырыквлалан эче нелырак лиэш ынгылаш…мамнам кырык марла тымденыт!!!

  7. Tsikma

    Шотеш пиштӹмӹ Лайд. Кырык марынвлӓм шотлымет годым, ку кырык марла попа (кырык марынвлӓм, кожла марынвлӓм дӓ тенгеок вӹтла марынвлӓм) иктеш анжем. Малын 70 000 — 100 000? Ти шотышкы тӹ кырык, вӹтлӓ дӓ кожла марынвлӓм пыртенӓм, кыдывлӓ Мары Элышты веле агыл, тенгеок РФ дӓ вескид сандалӹквлӓштӹ ӹлен кердӹт. Шамаклан, 1959-шӹ ин Мары Элышты маняр кырык, кожла дӓ вӹтлӓ мары ылын? 50 000 нӓрӹнок агыл вӓл? 1970-80-шы ивлӓн, Йылым лӱктӓлмӹ гишӓн, нӹнӹ логӹц тӹжемвлӓ доно кымда СССР мыч шӓрлен кенӹт. Угарман областьыштыш кырык марынвлӓ гишӓн сирӹмем годым, нӹнӹн шотышкы мӹнь Шаранга дон Тоншай районвлӓн марынвлӓм пыртыделам. Нӹнӹ гӹц паснаок, кырык марынвлӓ ситӓлык тӹштӹ ӹлат: Шурдӹнг гӹц тӹнгалӹн, Воротын, Дальнее Константиново районвлӓштӹ, Кстово, Балахна да Угарман халавлӓштӹ. Шамаклан, Авасир солашты кӹзӹт 200 эдем нӓрӹ ӹлӓ. Тӹ годымок 1945- 1990-шы ивлӓ лошты ти солашты шачшывлӓ логӹц 50 нӓр эдем кӹзӹт Угарманышты дӓ областьышты ӹлӓт. Шур монгырыштыш солавла гӹц манярын тӹштӹ ӹла? Тидӹм иктӓт келесенжӓт ак керд. Вет, шукынжынок нӹнӹн ӹнде важвлӓштӓт Мары Элышты кодде. Седӹндоно, Лайд, математикы шотышты когонжок ит тыргыжланы. Мам ит попы, кырык марынвлӓ мулӓндӹ вӹлнӹ теоретически 70 000 — 100 000 куштылгынок лин кердӹт. Шачынжок нӹнӹ кырык, кожла дӓ вӹтлӓ мары семнявлӓштӹ шачыныт, но кырык мары ӓль мары ылмышты нӹнӹ логӹц шукынланжок сойток. Нӹнӹ марынвлӓ доно ӹшкӹмӹштӹм ак идетиифицируеп. Но пиш ӹжал, Мары Университетӹштӹ Кырык мары филологиш студентвлӓм ак погеп. Тидӹ гишӓн, шытырет моло лиэш ылгецы, таум келесем ыльы. Шукерды агыл техень дилемма доно вӓшлиӓлтӹм: «Мӹнь кырык марла ам попы, но мӹньӹн ӓтям дон ӓвӓм кырык марын ылыт, седӹндоно ӹшкӹмемӹм этнически кырык марынеш шотлем» маншы сӓмӹрӹк эдем доно пӓлӹмы лим. Мам ти шотышты келесет, Лайд. Тӹдӹ ӹшкежӹ Цикмӓштӹ ӹлӓ. А Цикмӓшӹы 22 000 ӹлӹзӹ гӹц 40%-жӹ, векӓт, кырык марынвлӓ ылыт.

    • леня

      Ынянем, улы техеньы, ылымаш ик варышты ак шалгы, рушлажы тиды «эволюция» маналтеш, а та постол «п…болвла» ик рады «революция» якте шоктеныт… кызытат эче кахырен каштына

      • PORO

        Почему не поднимаете вопрос о внесении изменений в положении о Всемарийском Совете. Пусть на Х съезде выберут три человека в качестве «Оньыжа» . Одновременно предложите изменения в устав «Всемарийской организации Мер Канаш», предложите выбрать несколько человек «Оньыжа» (например «Оньыжа» от горно-мари, «Оньыжа» от луговых, «Оньыжа» от восточных мари, и т.д.). В этом случае любое решение Мер Канаш должно считатся принятым при условии, если все избранные «Оньыжа» согласятся с ним. Этим действием можно прекратить все эти внутринациональные дрязги и обиды. В этом случае за работу Мер Канаша отвечать будут все выбранные «Оньыжа» , а не один, поэтому они вынуждены будут договариваться между собой. Согласитесь довольно просто манипулировать одним, его можно запугать, подкупить, оболгать и т.д. Считаю этим действием можно спасти съезд народа мари, объединить народ мари. Тогда от горно-мари будет всегда представитель в Мер Канаш. Разве это плохо.

  8. Tsikma

    Прошу прошения. Не хочу, чтобы первый абзац был камнем преткновения, поэтому, уважаемый читатель этой статьи, следует читать:

    Горные марийцы – коренное население Среднего Поволжья. Большинство народа живет в западной части Республики Марий Эл (Горномарийский и Килемарский районы), на близком к горномарийскому языку диалекте говорят также мари, прожиающие в Шарангском и Тоншаевском районах Нижегородской области.

  9. Tsikma

    Колынам, Яштуга дон Имнизавод лошты кӹверӹм пиштӹмӹ. Тидӹ лачок?

  10. Аноним

    Когда в Кузьме появится марийское ТВ? Марийские активисты города писали официальное обращение в администрацию городского округа «Город Козьмодемьянск»?

  11. Аноним

    Пуры вады. Коммент от Tsikma

    По этическим соображениям комменты из материала «Эстонское ТВ рассказало об эстонской семье» перенес сюда:

    Пуры вады. Коммент Tsikma дорц.

    Не в тему, но для размышления. Источник: http://vk.com/club_kyryk_mary
    Во времена Василия III русские никак не могли взять Казань, поскольку на правом берегу Волги жили горные марийцы, можно сказать – пограничники Булгарии, а затем Казанского ханства, на месте их столицы Цепель русские основали г. Васильсурск, как базу для войны с Казанью — есть исторические документы, со стороны марийцев эта борьба носила народно-освободительный характер, тогда русские занялись геноцидом — пленных, заложников, тех, кто не хотел присоединяться к России добровольно, в 1527 году переселили на литовскую границу — большое число народу, сейчас это Черемисиновский р-н Курской обл., Воронежская область, часть народа через Белоруссию ушла на Волынь и Галицию и осела там, основали населенные пункты, частью ассимилировалась.
    У местного населения горные марийцы получили название чемерисы — от «чемер» — хохол, чупрына, у белорусов — «чямарисы» — т.к. воины носили шлемы с полым шишаком и волосы продевались и завязывались узлом на шишаке, считалось позорным погибнуть без шлема. Горные марийцы – влились в украинское казачество, оказали большое влияние на культуру и быт – чупрына, язык, вышиванка. До начала 16 века Беларусь была белой – т.е. носили белые льняные одежды, с начала 16 века – стали вышивать одежды, на флаге Беларуси — национальные узоры горных марийцев. Вышивка у марийцев – оберег, каждое отверстие на одежде должно быть обшито вышивкой — ворот, подол, рукава, отгонять злых духов, в Беларуси и Украине – вышивка стала украшением, сначала копировали геометрические узоры марийцев, затем появились растительные узоры – розы, виноград.
    Участвовали в войнах Богдана Хмельницкого – одна из основных сил, когда он воевал с поляками, после воссоединения с Россией – ушли к Петру Дорошенко, который поддерживал связи с Турцией, лишь бы не иметь дело с русскими, после ареста и заключения Дорошенко ушли в Валахию, вновь вернулись в Украину и основали города, деревни.
    В культуре горных марийцев вышивка — оберег — геометрические узоры, но не украшение, и сейчас Марий Эл называют «вышитая республика», горные марийцы — субэтнос марийского народа, выделились примерно в 9 веке, в этногенезе участвовали чуваши, русские, к которым они были близки территориально, чувашей еще называют очувашенные горные марийцы, сравнивая вышивку горных марийцев, вышивку на Волыни и Галиции, — очень много общего, горные марийцы дали толчок для развития вышивки в Белоруссии и Украине, марийцы относятся ко второй группе народов по древности происхождения после саамов, оказали влияние на язык – финские народы произносили имена Николай, Никита, Никифор как Микола, Микита, Мичифор, Митрий – не выговаривали твердые звуки, слово «его» как «його», характерно буквенное сочетание «йо..», предлог «та» в украинском языке – это предлог «и» в горномарийском, например Иван да Марья, основываюсь только на фактах,
    (из инета)

    Пуры вады. Коммент от Tsikma

    *********
    У местного населения горные марийцы получили название чемерисы — от «чемер» — хохол…
    *********

    Не отсюда ли произошло название «хохол»? Не от депортированных ли горных марийцев переняли в свое время украинские воины 16-17-х веков носить хохлы? И не за это ли русские после этого украинцев стали называть хохлами? Мне кажется, Николай Гоголь генетически может быть горным мари.

    Доводы:

    1. Внешне он напоминает горного марийца.
    2. Родился в Полтавской губернии, где были расселены марийцы.
    3. Обильная фантазия на основе языческих и религиозных началах.
    4. Произведение «Вий», прямая ссылка на марийский язык. Что в переводе означает «сила». Во время Гоголя на Украине сверхъестественные силы, вероятно называли еще словом «вий».

  12. Аноним

    Пуры вады. Коммент от Tsikma
    В галерее портретов (типов) нижегородского фотохудожника Карелина 19-го века найдем около 8 портретов предков горных мари. На этих фото можно увидеть и постройки горных мари, живших ок. 140 лет назад. Фотографии сделаны в Васильском уезде Нижегородской губ. и Козьмодемьянском уезде Казанской губернии (Черемисский мужской Михайло-Архангельский монастырь). Читатели «Мариувера» среди типов увидят и знакомый портрет:
    http://goo.gl/SJNh6X

  13. Аноним

    комментарий Tsikma:
    «… большое число народу, сейчас это Черемисиновский р-н Курской обл., Воронежская область, часть народа через Белоруссию ушла на Волынь и Галицию и осела там, основали населенные пункты, частью ассимилировалась.
    У местного населения горные марийцы получили название чемерисы — от «чемер» — хохол, чупрына, у белорусов — «чямарисы» — т.к. воины носили шлемы с полым шишаком и волосы продевались и завязывались узлом на шишаке, считалось позорным погибнуть без шлема. Горные марийцы – влились в украинское казачество, оказали большое влияние на культуру и быт – чупрына, язык, вышиванка. До начала 16 века Беларусь была белой – т.е. носили белые льняные одежды, с начала 16 века – стали вышивать одежды, на флаге Беларуси — национальные узоры горных марийцев. Вышивка у марийцев – оберег, каждое отверстие на одежде должно быть обшито вышивкой — ворот, подол, рукава, отгонять злых духов, в Беларуси и Украине – вышивка стала украшением, сначала копировали геометрические узоры марийцев, затем появились растительные узоры – розы, виноград.»

    Вопрос Tsikma.
    Имеются-ли исторические данные о том, что переселенные черемисы (марийцы) на новых местах проживания ходили в Кюсото (Ото), то есть продолжали придерживаться своей веры? Что касается выражения «на седьмой день бог…» Можно предположить у черемисов (марийцев), как в прочем и других древних народов неделя ограничивалась 5 днями ( парня — арня). На данный факт указывает один из дней недели среда, тоесть середина. Позже появилась «суббота» и наконец «воскресенье». Черемисы относяться к одному из древних народов, и у них существовало понятие ЮМО (БОГ). С большой вероятностью можно утверждать не совершал БОГ ничего ни в шестой, ни в седьмой день недели, так-как просто в древности неделя была пятидневная.

  14. Аноним

    Пуры вады. Коммент от Tsikma

    Интересный вопрос относительно Оты (Ото). Вероятно придерживались марийской веры. Интересно есть ли об этом сведения и исследования в Курском Этнографическом Обществе или музее, также занимались ли этими исследованиями в Украине?

    У меня тоже вопрос: слышал историю, как во время Первой Мировой войны, солдаты-марийцы (рекруты) Российской Императорской Армии, проходя по Пруссии (вероятно нынешней Польше или Литвы), зашли в одну деревню, а население той деревни говорило еще по-марийски. Кто слышал историю? Это не выдуманная история. И где же это место может быть?

  15. Аноним

    Пуры вады. Коммент Tsikma дорц
    Ти инфо пӹтӓриокшы тӹ эдемвлӓлӓн, кыдывлӓ Кырык сирӹштӹ кырык мары йӹлмӹм чоте перегенӓ маныт.
    Тевеш, туан йӹлмӹнӓм переген кодаш манын, техень пӓшӓмӓт ӹштӹмӹ: http://muter.oahpa.no/fin/mrj/

    Пиш ӹжӓл, Кырык сирӹштӓт, Марий Элыштат, Руш Элыштат, агыл, вес сӓндӓлӹкӹштӹ ӹштӹмӹ. Тенге, каеш, туан йӹлмӹнӓ верц кыды- тидӹ чиновникшӹ онгжым шин, сӹнзашкӹнӓ пыракым колтылеш.

    • Евгений

      Шотеш пиштымы Цикма. Тау пашланда. Цила яжо, но остаткаэш худа гишан сираш ак кел ылнежы. Цилан ик пашам ыштена и икана иктым ак кел худаэш лыкташ.

  16. Аноним

    Пуры вады.

    Евгений, кырык марла ик иштӹ иктӓ 3-4 книгӓ лӓктеш ылгецӹ, техень шаяжым тӓрвӓтӓшӹжат акат кел ыльы. Кырык марла книгӓвлӓм ада лык гӹнь, кыце йылмынӓжы виӓнг кердеш? Пиш проста ядмаш. А тӓ, со тамахань вирвлӓм мода дӓ Tsikmalan со тама ак яры манаш кыдыжы цаца. Евгени, тӹнь, лачокат вӓл туан йӹлмӹнӓжӹм шотеш пиштет ӓль алталет. Шанем, алталет дӓ тӧр буквавлӓмӓт сирӓш ӧркӓнет. Рушынвлӓ верц попымет-сирӹмет годым цилӓ «тип-топ» лижӹ шанет, а кырык марла яра йок- «ӓ» вӓреш «а»- м сирӓлтен колтем. Тенге йӹлмӹштӹнӓ куштылгынок «ӹдӹр» вӓреш «ыдыр» лин шӹнзеш. Кырык мары Контактышты ик мыры улы «Яратым ыдырем» маналтеш. Супер! Тӓ ваштылаш, тӓ магӹрӓш. Кыце тенге йӹлмӹнӓжӹм траскаенӓ? А вет тӹдӹ изиш дӓ шотеш пиштӹмӓшӹм выча, тенге, кыце цилӓ эдемок ӹшкӹмжӹм шотеш пиштӹктӹнежӹ.

    • Евгений

      Маняр гана тиды гашан попымы, та ат ынгылы, та йори ыштет. Книга лыкмы шотышты ма кангыжым эстонвла гыц ядна. Торок келесевы, лыктына грантвла гач. А книгам лыкташ -лыктынна манмылан веле гынь, яжоок агыл. Тевеш тынын сартым книгаэт кызытат килт каштэш кышты шон, ак кел халыклан гынь, мам ыштымла ? Сиры яжо книгам-лыктына. А худа книга лыкмы гишан таум иктат ак келесеп.
      Торок келесаш гынь, мам тынь мынь гишанем тумает, мылам когонжок ак кел. Ыдыраш ам ыл, тылат яжо лиаш.

  17. Аноним

    Пуры ирок. Коммент Tsikma дорц

    Тенгежӹ гӹнь, халыкна туан йӹлмӹлӓнӓ лыдшы манын, мам ӹштӹмӓн? ӓнят тетя книгӓм шукыракым лыкман? Кыце Евгени, шанет?

  18. KMK

    Шӓлӓ! Кӹзӹтшӹ жепӹн тенгелӓ чучеш: Кӱ иктӓ-мам пурым туан культурыланна ӹштӓш шана ӓль цаца гӹнь, шукынжок тӧрӧк вуйыштым пыдыраташ тӹнгӓлӹт: малын тӹдӹжӹ тидӹм лопоча, махань вир доно? Цецаш лӓктӹн шӹнзӹт эче критиквлӓ…
    Эртен кен тӹ жеп, кынам Г.Матюковский ӓль В.Куприянов культур пӓшӓзӹвлӓ дӓ сирӹзӹвлӓ доно вӓшлин, попен шӹнзӹмӓштӹ интересный идейывлӓм пуэн миэнӹт — мам эче ӹштӓш лиэш, ӹштӓш келеш. Тиун кырык мары йӹлмӹнӓм дӓ культурынам переген кодаш дӓ пакыла виӓнгдӓш манын, лучи пайдалыкан пӓшӓвлӓм ма лимӹжӹм ӹшкедуреш ӹштен миӓш? Ӓнят ыныкавлӓнӓ ӹштӹмӹ пӓшӓнӓм ӓклӓш шот. Тенгежӓт шукынат ана ыл ылнежӹ, хайышывлӓ тӹтеок ситӓлык ылыт ӧрдӹж гӹцок — седӹндоно икӓнӓ-иктӹм чӹнгӓш цӓрнӹмӹлӓ.

  19. Аноним

    Пуры кечӹ. Коммент Tsikma дорц.

    Тӧрӹн КМК сирӓ Халыкнан, йӹлмӹнӓн культурынан, экономикынан, политикынан кӹзӹтшӹ ситуациштӹ гишӓн, конструктивне хытырымаш лишӓшлык.

    «Акпарс» Радиом вӹциӓш юбилейжӹ доно кымылангдем! Пӓшӓдӓ ашныжы! Кырык мары хит-парад рекламын текстдӓжӹ кырык марла улы? Ужмы шоэш ылнежӹ.

  20. Аноним

    Tsikma дорц комментарий.
    Анжалда махань дискусси кеӓ:

    Aleksy Sokolov, мӹнят таманяр гӓнӓ Кырык Мары Администрациш каштынам. Шанем, ынгылышым, тӹштӹ палшаш цацышы кырык марынвлӓ пӓшӓлӓт.
    Тӹ годымок, шанем, артикльышты тӓрвӓтӹмӹ ядмашвлӓ, мӹньӹм веле агыл, тенгеок цилӓ кырык дӓ кожла марыным , тӹкӓлӹт. «Йыдпел вел тюленьвлӓн проблемывлӓштӹ гишӓн» сирӓш шанедӓ гӹнь, шанем, пиш яжо. Тӹ годымок, тӓмдӓн интеллектдӓ донат, сирен мыштымы мастарлыкда донат тӓнгӓшӹмем ак шо, ти шотышты судьяат лин ам керд.
    Сыра гишӓн
    Кӹзӹтӓт эче сырам йӱӓш яратем, ӧрдӹш ам шӹкӓл. Но шукыжымок якшар ӓрӓкӓм йӱӓм, лӹмӹнок телӹм. Организмым ӹрӹктӓ. Дӓ кынамжы ышан эдемвлӓн иронивлӓшты:м ынгылаш манын, юмор доно шаналташ палша. Тевеш, тиштӹ яжо ироним цаклем:
    ***
    Аликов, горячо интересуется реальными проблемами своей малой Родины. Если это на самом деле так, пусть сходит в районную администрацию. А не только статьи пишет. Статьи писать все умеют. Я тоже могу писать статьи и заметки в интернет о спасении северных тюленей. А вот если человек лично ногами пошевелит, от него не убудет, возможно даже решит проблему дороги. Если он поэт и писатель, значит у него есть большой авторитет от Miami Beach до Helsinki, а также от Парижа до Talinna. К авторитетным людям обычно идут навстречу и решают вопросы в рамках закона.
    ***
    Лу и перви моло сырам иквӓреш йӱннӓ гӹнь, тӹнӓм, шанем, район Администрациш каштмем гишӓнӓт шайышт кердӹнӓм. Каеш, анзыкыжым, туан велӹш толын, кӱ доно сырам подылаш лиэш, кӱ, доно ак ли, йӹрвӓшет тӹшлен анжалман. Тӹтежӓт, кӱвлӓ доно сырам подылаш лиэш, тӹ эдемвлӓн шотышты чӹдем миӓ: иктӹвлӓжӹ пӹлгомыш кузат, весӹвлӓжӹ ядмыкет, сыкыр вӓреш, кӱ маклакам кычыкташ йӓмдӹ ылыт?

  21. Аноним

    Tsikma дорц комментарий.
    Анжалда махань дискусси кеӓ:
    http://vk.com/topic-2564602_29889596

  22. Алексей Соколов

    А мы в итоге С Максимом Рябчиковым решили, как должны жить удмурты. http://vk.com/topic-2564602_29889596?offset=100

    • Олык марий

      Да только у вас там не дискуссия, а диалог (спор) 2-3 человек, где даже самого Аликова нет 🙂 Я знаю предвзятое отношение некоторых мари к данному сайту, особенно горных. В том, что здесь пишут анонимно и порой очень грубо и неприятно — это и минус и плюс. Но люди так думают, пусть даже вам неприятно! Дело в том что марийцы под своими именами боятся писать откровенно, спорить, в чем есть смысл, учитывая нетерпимость мари к критике и злопамятство.
      Формат MariUver не самый лучший для цивилизованного спора, но как источник знакомства с мнением людей, пусть даже мы не знаем кто конкретно пишет, намного эффективней.

  23. Алексей Соколов

    А мы с Максимом решили, что Аликов нам не нужен в решении вопросов горномари. Аликов — поэт и писатель, но в проблемах нашего района он не разбирается. Поэтому мы достаточно жарко продолжаем спор без Аликова. Тем более, Аликов не знает в решении проблем жителей Удмуртии. Поэтому мы спорим уже только вдвоем с Максимом. А я хотел читателей Мари увер спросить вот о чём: Кто знает, какая специальность у Максима Рябчикова? Спор у нас здесь: http://vk.com/topic-2564602_29889596?offset=100

  24. Аноним

    Пуры вады. Коммент Tsikma дорц

    Кырык мары Контактышты ма сирӓлтеш, тӹшлем.
    Дискусси вес семӹньрӓк кен кердеш ыльы. Темыжы воксьокат весӹ ылнежӹ. Первижӓт сиренӓм ыльы, халык ылына гӹнь, тӹнӓм дискуссивлӓ шукы тӹрӓн лишӓшлык ылыт. Дискуссин векторжат темым тӹкӓлшӓшлык, комментарим сирӹшӹ эдемӹм агыл. Дебатышты ӓль дискуссиштӹ, эдемӹн шанымашыжы тӹнг вӓрӹм йӓшнӹшӓшлык, эдемӹн кӱшӹл школым пӹтӓрӹмӹжӹ гишӓн «дипломжы» агыл. Кыце пӓлена, Руш Элышты кӱшӹл школ пӹтӓрӹмӹ гишӓн дипломым пазарыштат, вӓк, нӓлӓш лиэш. Оксаэт веле лижӹ. Кынамжы кӹдӓлӓш школым пӹтӓрӹшӹ эдемӹн шанымашыжы, профессорын шанымашыжы гӹцӓт ӓкӓнрӓк. Дӓ эчежӹ, кырык марынвлӓ гишӓн дискуссим лач филологвлӓ веле агыл нӓнгешӓшлык ылыт — тидӹм халыкнан цилӓ ӹдӹр-ӹрвезӹжӹ ӹштен кердеш, кыдын шӱмӹштӹжӹ эче кырык, кожла ӓль вӹтлӓмарын шӱлӹш йӧрӹде.

  25. Алексей Соколов

    Пуры лижӹ. А мӹнь тырхен ам керд Валери изишӓт техень эдемвлӓм, кыдывлӓ рушвлӓ гишӓн икта-ма статян худам келесен анжат. Вес сӓндӓлӹкӹштӹ ӹлӹшӹвлӓ тек попат, а Российышты ӹлӹшӹ эдем нигынам вес Российыштыш халык гиш худам сирӹшӓшлык агыл. Ик шамакымат. Мӹнь шукы пӓшӓленам Москвашты, ӹлӹмашӹм пӓлем, махань ылыт цилӓ халыквлӓ. Каждый халык маханьы ылмым пӓлен шомыкем, изиш ынгылышым ма ылеш ӹлӹмӓш. Таджик вуйде кодем манеш кӓрӓ. Узбек юкымат ак лык. Киргиз соредӓл мышта. Молы халыкшым ам сирӹ, тылӓт пӓлӓш ак кел. А тӹньӹн позициэдӹм пиш пыт кычышы Максим Рябчиковын нимахань уратшы уке, воксеок уке. Кышты техень эдемӹм монат? «Слишком русская» сендон церкӹш ак кашт. Мӹнь церкӹш каштам. Техень экскурсантым мечетьыш колташ йӓмдӹ ылам узбеквлӓ сага. Тадар семӹнь Максим ик ядмашешат ак сирӹ, тӧрӧк шалахай гӹц вургымлаш чӹнь, вес темыш ванжен кеа. Мӹнь тадарвлӓ сага ровотаенӓм, пиш пӓлем махань ылыт. Марын эдем простарак ылеш, ядмашеш келесӓ, ӓль хоть ам келесӹ манеш, лач тадар нимат ак келесӹ. Ам уж мӹнь Максимышты нимахань мары шулӹшӹм. Аль мӹнь Москвашты ылмем гач кырык марывлӓ чоте вашталт кенӹт? Цилӓ темеш спорат икӓнӓштӹ, цилӓм ӓштен пуат Шварцнегерымат, каталонецвлӓмӓт. Африкыштат цилӓ статян попат. Мам вара каталонец Чебоксарышты ӹштен ӹлӓ? Удмуртвлӓ шужен ак колеп, каталонец ӹлӓш ак тымды гӹнят, африкышты шужен ӹлӓт. А всё началось с того, что Максим усердно начал спорить с Вадимом Минеевым. Я почитал, почитал и решил высказать Максиму, что он не прав, он вообще подтасовывает все факты истории нагло под своё мнение. Я высказал это вежливо в личной переписке. Нет, он начал отрицать и написал, что вообще не хочет со мной обсуждать ничего в личной переписке, а вот когда все люди увидят наш спор, он будет спорить очень даже. Ещё он нагло написал, что я боюсь публичности. Я выставил одну проблему после Минеева. Максим ответил, типа пусть удмуртка учит татарский. Потом я передумал с ним спорить. Рябчиков меня обозвал в личной переписке: Что, спёкся русский нацик? С таким сарказмом. А тут Геннадий Смирнов тебя подкинул. Я ответил в шутку. Максим заметил, что это Алексей Соколов пишет и его понесло, ну и меня тоже понесло … Вот так было всё дело. Страна узнала своих героев.

  26. Алексей Соколов

    А реально я считаю, что все мои высказывания в споре совершенно правильными.

  27. Аноним

    Пуры вады. Tsikma дорц комментари

    Алексей, мӹнь иктӹлӓнӓт тенге сирӹ ӓль тӹнге сирӹ манын ам керд. Эдем ӹшке шаяжым публикы анзыкы лыктеш гӹнь, тӹдӹ верц вашештӓ. Иктӹ техень шанымаш дӓ философиӓн ылеш, вес эдем вес йишлӓ шана, тӹдӹн эстетикыжы, этикыжы, моральжы, философижӹ, ӹлӹмӓш вӹкӹ анжалтышыжы вес йиш… Мӹньӹн доно икань агыл. Мам тӹнӓм ӹштӓш?

  28. Аноним

    Пуры лижӹ. Коммент Tsikma дорц
    Кӱ топонимикым ярата: Воротынышты Молваж ӓнгӹр йогалта.

    Для тех, кто занимается топонимикой. В Воротынце Нижегородской обл. протекает речка Молвяж. Кажется, это прямое заимствование из горномарийского. Например в Горномари есть речка Шимваж (бывш. Сурский с.с), от Молваж всего лишь в километрах 30 по дорогам, а прямо — ок. 20?. А Закудемский стан? Это не от горномарийского ли слова «куды» (летняя изба, постройка).

    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D1%8B%D0%BD%D0%B5%D1%86

    Воротынец возник около 1552 года[3]. Основанием для такого заключения послужила запись, в которой он впервые упомянут в документе истории: «Село Воротынескъ на ключе и на речке на Молвяже поселилось ново» (Писцовая книга Д. В. Лодыгина, В. И. Полтева и дьяка Д. Образцова по Закудемскому стану Нижегородского уезда, 1621—1623 гг.).

    • Аноним

      Воротынец возник не около 1552 года (это устаревшее мнение), а около 1620 года, что следует из приведённой записи в Писцовой книге Лодыгина.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.