Октябрьские моления должны защитить марийский край от проблем

О феномене марийского язычества заговорили еще более 20 лет назад. Этнографы признаются, что только один национальный народ в России смог практически полностью сохранить свои корни, быт, культуру и даже религию – и это марийцы.

Один из самых значимых в религии марийцев обряд – всемирные моления. Цель которых – собрать со всех уголков России в одном месте свой народ. По традиции, такие моления проходят только в священных рощах. На территории Марийской республики находится примерно 500 таких рощ, где можно проводить этот древний обряд. Последнее крупное моление прошло в эти выходные.

Исконно моления всегда считались языческим обрядом марийского народа. Большие моления проводятся редко — раз в 5 лет. Их история такова, что долгое время марийцам не разрешалось проводить свой обряд. Еще в 19 веке они тайно целыми семьями ходили в священные рощи. В начале 20 века произошло массовое обращение марийцев в язычество. После чего были официальные съезды марийских картов или жрецов.

Самое крупное моление прошло после окончания отечественной войны в 49 году. Тогда собралось более 1000 человек и длилось оно целую неделю. И вновь почти полвека запрета. Только лишь в 90-х годах моления были официально разрешены властям и стали проводится регулярно. Только на это моление съехалось 70 картов. На всемирные моления съезжаются марийцы со всех уголков земли. На таком большом молении весь марийский народ чувствует себя единым целым.

Леонид Шабалин, марийский жрец из Татарстана:
«Это же марийская наша культура. Это культура марийского народа. Забывать не надо. Плохо что ли, если мы спросим наших богов, чтоб нам послали хорошей жизни. Чтоб не было наркоманов, мы же это в обращении говорим. Чтоб не было алкоголиков, чтоб все вели себя хорошо».

Это моление с жертвоприношением прошло в священной роще Куженерского района. Подготовка к нему началась еще весной. Все участники заранее принесли с собой хлеб, блины, квас, пироги, мед и живых гусей. В самом начале совершается жертвоприношение, которое проходит в несколько этапов: закалывание птиц и отделение важных частей. После чего гусей варят в больших котлах.

После жертвоприношения — последний этап моления: читается молитва божеству. Чаще всего марийцы просят здоровья своим близким и себе, благополучия и процветания всей земле и всему марийскому народу. А затем все угощаются приготовленной пищей, благодаря богов за милость. По обычаям, ничего с собой со священной рощи брать нельзя. Поэтому все остатки сжигают в костре. Многих людей издавна привлекал этот древний обряд. И в этот раз на молении прибыли не только участники, но исследователи культуры и быта народов России.

Илья Буяновский, путешественник, исследователь культурного наследия России:
«Это уже не язычество, это религия, которая выросла в результате многолетней эволюции язычества. Видна уникальность всего происходящего. Такое больше нигде не сохранилось».

Рощи, в которых регулярно проводятся моления, считаются священными. В них нельзя ругаться, употреблять спиртное, ломать деревья. Перед началом моления даже человек должен придти духовно очищенным после специального недельного поста. Старожилы утверждают, что непосвященный это место может не найти.

Священные рощи по сути считаются аномальными зонами, и уже давно являются объектом внимания ученых. По исследованиям, в них все системы навигаций либо не работают, либо дают неправильные данные. Они просто не могут показать это место на земле. Как говорят марийские жрецы, эти священные места специально предназначены только для молений.

Все же, несмотря на мистику и загадки вокруг всех священных рощ, именно эти зоны продолжают оставаться посредниками в общении между марийским народом и его богами, и помогают совершать самый важный обряд в жизни марийцев – моления.

Уже точно известно, что в октябре в рощах республики пройдет еще три моления. Поэтому для всех марийцев священные рощи – это не только красивые места, где можно и помолиться, и отдохнуть, но и природные языческие храмы, которые нужно почитать и беречь.

Источник: Марий Эл OnLine

3 комментария

Filed under Статьи

3 responses to “Октябрьские моления должны защитить марийский край от проблем

  1. Урал Марий

    Марийское моление это очень хорошо, но только одними молениями всех проблем не решить.
    Так же нужны действия иного рода: развитие национальной элиты, бизнеса, проникновение в органы власти, распространение национальной религии, культуры и языка.

  2. Tsikma

    Shälä. Pish töryn popet, shotesh pishtymy Ural Marij. Odnimi molenijami problem ne reshitj, na dannom etape razvitija marijskogo obshestva nuzhny kreativnye, iniciativnye molodye marijcy, govorjashie ne toljko na rodnom i russkom, takzhe i na drugih jazykah. V etom otnoshenii horoshim primerom mogut posluzhitj Mordovija i Komi, ne govorja uzhe o Chuvashii i Tatarstane. Vot by tak, kak v etih Respublikah motivirovali nacionaljnye kadry! V Mordovii, naprimer, etot god byl godom «mordovskoj diaspory» pod egidoj kotorogo v vuzy Respubliki postupilo okolo 400 studentov iz diaspory. Hotja mnogie rugajut gospodina Merkushkina, no takoj jego zhest, govorit o nastojashej zabote o budushem Mordovii.

  3. Вачис

    птичку жалко

Добавить комментарий для TsikmaОтменить ответ