Научный мир отметил 150 лет ананьинской культуры

С 8 по 12 сентября Елабуга стала центром притяжения для археологов со всего мира. Сюда съехались ученые, занимающиеся ананьинским периодом отечественной истории. Поводом для встречи послужило событие не менее знаменательное, чем сама конференция, – 150 лет назад был открыт Ананьинский могильник, с которого и началось изучение этой ранее неизвестной, но чрезвычайно интересной культуры.

Открытие и исследования Ананьинского могильника связаны с именами трех известных вятчан. В 1852 году “Казанские губернские ведомости” опубликовали отрывки из произведений булгарского летописца Шерефеддина, жившего в XVI веке. Он в своих записках сообщает, что в устье реки Тоймы, неподалеку от Елабуги, могут находиться могилы последователей Магомеда.

Это привлекло внимание Капитона Невоструева, будущего члена-корреспондента Российской Академии наук, профессора богословия Московской духовной семинарии, ведь в заметке упоминался его родной город. Невоструев обратился к своему земляку, елабужскому купцу Ивану Васильевичу Шишкину. Тот сообщил, что, действительно, близ села Ананьино сохранилось древнее кладбище, которое называют могильником.

Местные жители вырывали в нем надгробные плиты с надписями на непонятном языке и диковинными рисунками и увозили их для своих нужд. Там же сам Шишкин нашел несколько бронзовых предметов, которые и переслал Невоструеву, а сына, имевшего способности к рисованию, попросил могильник зарисовать.

Благодаря юному Ване Шишкину, которого весь мир теперь знает как талантливейшего живописца, мы можем увидеть, как Ананьинский курган выглядел полтора века назад. Шишкин-старший и Невоструев еще год добивались официального разрешения на раскопки в Ананьино. Сложность заключалась в том, что земля, на которой расположен могильник, принадлежала Удельному ведомству, управляющему имуществом царской фамилии.

Легенды о несметных сокровищах, якобы скрытых в древнем кургане, дошли до Москвы и взбудоражили умы “охотников за золотом”, среди которых были и влиятельные чиновники. Могильник спасло вмешательство Петра Алабина, управляющего Вятской удельной конторой, большого любителя истории. Вместе с Иваном Васильевичем Шишкиным они провели первые раскопки, в ходе которых было найдено более 150 предметов из железа и бронзы. Так был открыт удивительный, ранее неизвестный мир древней культуры, получившей название “ананьинская”. Позже ученые определили, что время ее существования – IX-VIII века до нашей эры, начало эпохи раннего железа.

С тех пор внимание исследователей к ананьинскому периоду не ослабевает. Об этом свидетельствует количество участников научно-практической конференции – около сорока человек из Москвы, Ижевска, Йошкар-Олы, Перми, Сыктывкара и других городов России, а также археологи из Германии и Финляндии. Интерес столь широкого круга ученых к этой культуре легко объяснить. Она стала колыбелью всех современных финно-угорских народов: финнов, карелов, вепсов, коми, венгров, удмуртов и других народов этой общности.

Безусловно, каждый доклад вызывал вопросы и живое обсуждение, и работа по ним, вопреки регламенту, часто заканчивалась лишь к полуночи. Сергей Кузьминых (Институт археологии РАН) и Андрей Чижевский (Национальный центр археологических исследований Института истории АН РТ) открыли конференцию докладом об ананьинском мире в целом и о современном состоянии этой научной проблемы.

Финн Кристиан Карпелан рассказал о том, как в Национальном музее Финляндии оказалась коллекция из более чем 800 предметов, найденных в Ананьинском могильнике. Их скупили финские ученые у жителей Ананьина еще в середине XIX – начале XX века, так как “местные” активно промышляли “черной археологией”. В доказательство тому, что эта культура хранит еще много открытий, московский ученый Леонид Яблонский рассказал о новых сенсационных находках в Филипповских курганах Оренбургской области. Обсуждались и искусство древних ананьинцев, погребальные обряды, особенности жилищ, данные антропологии и многое другое.

Заключительной частью мероприятия стало принятие резолюции, согласно которой материалы Международной научно-практической конференции рекомендуются к изданию, а само ее проведение сделать регулярным – раз в 2-4 года. Предполагается, что эстафету примут “Халиковские чтения”, где ананьинская тема также получит продолжение. Кроме этого, участники намерены обратиться в Министерство культуры РТ, дабы ускорить процесс передачи древнего могильника как памятника истории федерального значения в ведение городского музея-заповедника.

Елена ВИНОГРАДОВА

Источник: газета “Время и деньги”

На рисунке предметы Ананьинской культуры (для увеличения кликните): 1, 3 — кельты; 2 — наконечник копья; 4–6, 10, 19–22 — наконечники стрел; 7 — биметаллический клевец; 8 — меч с золотой инкрустацией; 9 — кинжал с бронзовой рукоятью; 11 — скребок; 12 — бляха в виде пантеры; 13, 14 — налобные венчики; 15 — плита; 16 — стела; 17, 18 — керамика; (1–6, 12–14 — бронза; 8–9 — железо; 10, 11 — кремень; 15, 16 — камень; 19–22 — кость).

Leave a comment

Filed under Статьи

Добавить комментарий