MariUver

Действия России могут вызвать волну сепаратизма

Россия считает признание Южной Осетии и Абхазии удачной местью за Косово, однако в ответ на это усилились голоса сепаратистов на ее собственной территории.

Наибольшую активность проявили сепаратисты Татарстана, развернувшие бурную деятельность в Казани, столице экономичес­ки преуспевающего региона РФ. «Впервые в своей новейшей истории Россия признала независимость края, населенного ее гражданами», — значилось в их быстро составленном заяв­лении.

Татарский общест­венный центр, собирающий вокруг себя местные националис­тические группировки, выразил искреннюю надежду, что именно Татарстан станет следующим регионом, который обретет независимость, пишет New York Times. «Россия утратила моральное право не признавать нас», — заявил главный редактор казанской оппозиционной газеты «Звезда Поволжья» Рашит Ахметов.

Смертный приговор

В отличие от бедных регионов Южной Осетии и Абхазии, Татарстан является стабильным и привлекательным экономическим районом в самом центре России, важнейшим ресурсом которого является нефть.

Общей чертой для этого региона и земель, пытающихся отделиться от Грузии, является тенденция после распада Советского Союза к развитию сепаратизма. Требующие самоуправления движения появились и в других перспективных регионах России, например, в Башкирии, которая является основным поставщиком природного газа.

Если президент Борис Ельцин призвал регионы брать столько суверенитета, сколько возможно, то Владимир Путин сумел преодолеть сепаратизм. Теперь же, когда Дмитрий Медведев признал независимость Южной Осетии и Абхазии, положение с Татарстаном, по словам Ахметова, уже не кажется безнадежным.

По мнению профессора международных отношений университета Джорджтауна Чарльза Кинга, ситуация может особенно обостриться на Кавказе, где еще в начале 90-х годов было множество сепаратистских группировок. Например, черкесы, проживающие в России в Адыгее, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, сейчас пристально наблюдают за происходящим в Абхазии.

«Возможно, Россия подписала себе смертный приговор, — полагает директор Международной кризисной группы на Кавказе Лоуренц Скотт Шитс. — Сейчас это еще абстракция, но лет через 20 может быть уже нет».

Москва, до сих пор рьяно отстаивающая принцип собственной территориальной целостности, не замечает никаких перемен. Пресс-секретарь премьер-министра Владимира Путина Дмитрий Песков подчеркивает, что Южная Осетия и Абхазия являли собой особый случай, поскольку речь шла об угрозе для жизни граждан России.

По словам Пескова, после нападения Грузии на «гражданские районы» Южной Осетии «совершенно невозможно» оставить осетинов под контролем этого государства.

«У нас есть сепаратистские движения и экстремистские элементы, особенно на Северном Кавказе, однако они крайне малочисленны и не представляют угрозы для целостности России», — заявил Песков.

По мнению аналитиков, прецедент с Южной Осе­тией и Абхазией может подтолк­нуть и другие вполне мирные, но достаточно свое­нравные регионы мира к более решительным притязаниям на государственность, отмечает Newsweek. Это особенно актуально для граничащих с Россией регионов. Возможно размораживание конфликта в молдавском Приднестровье, а также Нагорном Карабахе.

Особые опасения вызывает исторический интерес России к Крыму, в котором из 2 миллионов населения 1,2 миллиона составляют российские граждане.

Действия России могут оказать влияние и на те страны, которые имеют собственные проблемные регионы. «Каждая страна, столк­нувшаяся с проблемой сепаратизма, рассматривает события в Грузии через свою собственную призму», — заявил американский дипломат Ричард Холбрук, участ­вовавший в мирном уре­гулировании конфликта в Боснии.

Опасный прецедент

Так, для Китая, удерживающего Тибет и провинцию Синьцзян, признание Моск­вой сепаратистов может иметь устрашающие последствия. В то же время применение Россией военной силы может создать для Китая столь необходимый прецедент, который позволит ему навязать свою волю Тайваню.

Принятое Россией решение о признание сепаратистов растревожит и Сербию, которая никак не может смириться с независимостью Косово. Психологическую поддержку от случившегося могут получить и баски.

«Грузинский конфликт не оказывает прямого влияния на возникновение новых сепаратистских движений, однако он может создать прецедент с долговременными последствиями», — заявил эксперт Центра европейских политических исследований в Брюсселе Нику Попеску.

Сандра Маасалу

Источник: Postimees

Exit mobile version