Марий Эл становится территорией социальной катастрофы

Республика Марий Эл становится территорией социальной катастрофы по причине деградации региональной экономики.

Население республики уменьшается как за счет естественной убыли, так и за счет миграции из нищающего региона. Среди трудоспособного населения падает мотивированность к работе и заработкам. Растут иждивенческие настроения и потребление алкоголя, особенно на селе.

Уже много лет Республика Марий Эл является устойчивым аутсайдером Приволжского федерального округа по основным социальным и демографическим показателям. По итогам 2007 года по уровню денежных доходов на душу населения из всех субъектов Российской Федерации РМЭ опережала лишь Ивановскую область, Калмыкию и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ.

Население республики уменьшается (РМЭ – один из лидирующих российских регионов по уровню суицидов), растет миграция из нищающего региона. Среди трудоспособного населения падает мотивированность к работе и заработкам.

Растут иждивенческие настроения и потребление алкоголя, особенно на селе. Зафиксированы далеко не единичные случаи заболевания дифтерией с летальными исходами (это заболевание считается «социальным», т.е. связанным не соблюдением элементарных санитарно-гигиенические норм, плохим питанием, низким уровнем жизни). Уровень заболеваемости сифилисом существенно превышает общероссийский показатель.

По сути, Марий Эл становится территорией социальной катастрофы как следствия деградации региональной экономики.

Республика лидирует по уровню дотационности в Приволжском федеральном округе, но отсутствие какого-либо независимого общественного контроля за распределением федеральных денег приводит к весьма странным приоритетам затрат. Например, в 2007 году на все спортивные стройки республики (прежде всего на реконструкцию городского стадиона в Йошкар-Оле) затрачено более 100 млн. рублей, а на критически важные для социальной сферы региона проекты денег уже не осталось.

Например, на программу социального развития села было направлено всего 2,5 млн. рублей.

В республике сокращается доступность услуг здравоохранения. Уменьшается число амбулаторных сельских пунктов и сводится до минимума количество больничных койко-мест. Так в большой когда-то больнице поселке Краснооктябрьский Медведевского района (около 5 тыс. жителей) осталось всего 6 койко-мест. В поселке Зеленый Медведевского района ликвидирован фельдшерско-акушерский пункт и теперь около 200 пожилых людей обречены на вымирание, потому что для того, чтобы сделать три раза укол антибиотика им необходимо три раза в сутки ездить в районную больницу за 20 км. При этом нормальной асфальтовой дороги до этого поселка нет и в итоге, с учетом платы за проезд в пригородном автобусе, уколы антибиотиков для селян становятся недоступными со всеми вытекающими последствиями для их здоровья.

Еще хуже обстоит дело по мере удаления от Йошкар-Олы. В районном центре Звенигово закрыли единственный роддом, который принимал рожениц со всего района с населением около 50 тыс. человек. И теперь чтобы женщине родить, ей нужно ехать за 100 километров в Йошкар-Олу. В Килемарском районе вместо 40 штатных должностей участковых врачей работает 19 дипломированных специалистов. В Куженерском районе вместо 49 штатных должностей медицинские услуги оказывают 26 специалистов. Почему же люди не идут работать врачами и медсестрами? Да потому, что условия работы, отношение медицинских руководителей к людям и степень загрузки рабочего дня не соответствует получаемому материальному вознаграждению, редко когда превышающему 10 тысяч рублей в месяц.

С бюджетными деньгами руководители марийского здравоохранения умеют работать смело и не в ущерб себе. Что только стоит домик без окон, но с одной дверью, с двумя подземными этажами, построенный на территории больницы ММЗ и обошедшийся бюджету Минздрава РМЭ более чем в 25 млн. руб. По документам этот домик назван «автомойкой». Только вот хорошая охрана у порога и отсутствие очереди автомашин ставят большой вопрос на то, куда реально уходят бюджетные деньги.

Каким образом и за какие услуги раздается социальное жилье в Республике Марий Эл – вопрос, требующий также отдельного рассмотрения. Нередки случаи предоставления бесплатного жилья лицам, не относящимся к категории остронуждающихся. Например, врач кардиолог медсанчасти ММЗ со стажем 21 год (мать-одиночка, проживающая у родственников в деревянном домике в селе Великополье Оршанского района, за 30 км от Йошкар-Олы), не имеет никаких шансов на получение жилья. В то время как пульманолог больницы ММЗ со стажем 1 год, имеющий благоустроенное жилье на окраине столицы РМЭ, здесь же получает трехкомнатную квартиру на семью в 3 человека.

Для общества особенно опасна гангрена коррупции в высокодотационных регионах с низкой эффективностью экономики. У социальной сферы Марий Эл нет сколько-нибудь достойного будущего, если не будет прекращен фактически проводимый региональным руководством курс на последовательное превращение республики в регион «политически лояльных иждивенцев федерального бюджета».

Михаил Долгов,
заместитель председателя Совета землячества Марий Эл в Москве

Источник: Регионы России: национальные приоритеты

Leave a comment

Filed under Статьи

Добавить комментарий